Каковы причины возникновения чувства одиночества?

Каждому из нас надо не забывать, что нет мгновения, когда бы мы были без Бога. Господь всегда рядом. Он ожидает нашего покаяния, видит наши нужды, скорби и не даст нам потерпеть выше сил. Я хочу ска­зать и о том, что очень многие нуждаются в добром слове, человеческом участии, мо­литве. Сколько горя вокруг! Если есть силы и желание, то никакого одиночества и не будет. Можно помочь многодетной семье управиться с детьми, поухаживать за боль­ным, напоить друзей чаем. Да мало ли еще добрых дел...

Одиночество может настигнуть и в храме. Человек участвует в Таинствах, молится, но зачастую не ощущает того, что он в семье — единстве тела Христова. На Ваш взгляд, решение проблемы находится в руках прихожанина, прихода или священ­ника?

Решение проблемы зависит от всех нас. Мы, к сожалению, очень разобщены. Вспомните про «агапэ» первых христиан. Все были едины. Были общие радости, об­щая трапеза. Многое, конечно, зависит и от настоятеля прихода, но не меньше и от нас с вами.

Зачастую человек просто боится впу­стить в свой мир других людей из-за страха, что все будет разрушено... Получается, что первопричиной одиночества является гор­дость?

Скорее всего, я соглашусь с Вами. Именно гордость является первопричиной не только одиночества, но и всех наших бед. Нам надо учиться жить по-христиан­ски. Традиции, к сожалению, прерваны, следует их восстанавливать.

Святые отцы стремились к уединению, затвору, пустынничеству. Что они приобре­тали, удаляясь от мира? Было ли это одино­чеством или уединением? В чем разница между этими терминами?

Уединение и затвор святых отцов обога­тили мир бесценным духовным опытом, наполнили его молитвой. Монах уходит от мира, чтобы послужить миру молитвой. Что дали нам затвор и уединение препо­добного Серафима Саровского? Он (за­твор) и дал нам того самого угодника Бо­жиего, которого мы любим и которому мы молимся. Святые отцы пламенели любо­вью к Богу и к людям, и в этом, на мой взгляд, и причина их ухода из мира. Но, простите меня, кто я такой, чтобы вообще рассуждать на эту тему.

Как часто, на Ваш взгляд, мы нуждаемся в том, чтобы побыть наедине с собой?

Время от времени надо оставаться наедине с собой и с Богом, побезмолвствовать, помолиться, собраться с мыслями. Без этого просто невозможно.

Как реагировать человеку на вызов боли и страдания современной жестокой эпохи? Могут ли боль и страдание стать шансом для человека?

И боль, и страдание могут приблизить каждого из нас к Богу в том случае, если мы ропотом, нетерпением и унынием не разоряем тот духовный плод, ради кото­рого и посланы эти боль и страдание. Надо быть христианином. Это главное.

ИСТЕРИЯ

В своих книгах Вы пишете, что черты истеричности есть в каждом. Как же так? Ведь далеко не каждый кричит и «бьется в истерике», например, доказывая свою пра­воту.

Многие полагают, что «быть истери­ком» — значит неадекватно реагировать на сложную ситуацию. Чуть что не так — сры­ваться на крик, рыдать, рвать на себе во­лосы, скандалить. Это ошибочное мнение. На самом деле истерия — выставление себя напоказ.

Истерик всегда жаждет внимания к своей персоне. И тяжело переживает, если не получает этого внимания. Его поведе­ние неестественное и фальшивое.

Гордость и тщеславие, лживость и по­зерство — вот духовная сущность истерии. У истерика каждый поступок, жест, движе­ние рассчитан на зрителя, на эффект.

Он старается любыми средствами при­влечь к себе внимание. Особенно склонны к этому самовлюбленные личности. С под­росткового возраста они убеждены в своей особой значимости. В своих исключитель­ных талантах, необычайно привлекатель­ной внешности, которые должны вызывать всеобщее восхищение.

Как ни странно, истерик может быть внешне и неприметен. Но разговор его бу­дет изобиловать цитатами, казаться ка­ким-то наукообразным. В конце концов, он может просто загадочно молчать. Од­нако все это будет позерством. Ведь глав­ное для истерика — зритель и выгода. На­пример, если бы Робинзон Крузо был скло­нен к истерике, она бы в нем никогда не развилась. Ведь на необитаемом острове не было почвы, то бишь зрителей для нее.

Истерику слушатели просто необхо­димы. Иначе его делания напоказ теряют всякий смысл. Описанные качества исте­риков, правда в зачаточном состоянии, есть в душе каждого человека. Только у од­них они развиваются и цветут пышным цветом. У других — робко пробиваются. А третьи — сразу же выкорчевывают их из своей души. К сожалению, весь уклад современной жизни, с детского сада и до пенсии, предрасполагает человека к проявлению истеричности. Конечно, каждый по-разному воспринимает и усваивает эти «уроки». Все зависит от воспитания и ми­ровоззрения человека.

Наши рекомендации