Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
Армия- особый орган государства, который создаётся и направляется государством, проводит его политику средствами вооружённого насилия. Поэтому, каков тип государства, таков и тип армии.
Армия является точным слепком государства. Это значит, что глубокие перемены в общественной жизни и политической организации общества отображаются и в армии.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Назначение любой армии определяется теми задачами, которые решает государство, используя военную силу. В свою очередь эти задачи обусловлены, с одной стороны, характером государства, с другой стороны - внешнеполитической обстановкой.
Вооруженные Силы РФ предназначены:
- для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации,
- для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации,
- для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:
– центральных органов;
– органов управления объединений, воинских соединений и частей;
– военных комиссариатов (местных органов военного управления);
– начальников гарнизонов (старших морских начальников);
– военных комендантов.
Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны.
Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.
Централизация выражается в:
· осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра;
· подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;
· наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;
· обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.
Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.
Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.
В предыдущей лекции мы с Вами рассматривали основные положения военной доктрины, где подчёркиваются особенности применения ВС РФ. В частности отмечается, три ключевых момента:
- Российская Федерация не относится ни к одному государству как к своему противнику.
- Российская Федерация не применит военную силу против любого государства, кроме как для индивидуальной или коллективной самообороны в сочетании с гарантиями о неприменении ядерного оружия;
- Вооружённые силы РФ могут привлекаться для проведения миротворческих операций по решению совета безопасности ООН, других органов коллективной безопасности или в соответствии с международными обязательствами, в первую очередь в рамках СНГ, если это не противоречит интересам РФ.
Отдельные формирования ВС и других войск РФ могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренними войскам Министерства внутренних дел РФ, а так же для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил. Комплектование Вооруженных сил осуществляется:
- военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного (по контракту) поступления граждан РФ на военную службу;
- гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил предусмотрено создание запаса военно-обученных людских ресурсов.
2. Федеральный закон «Об обороне».
Федеральный закон «Об обороне» принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года.
Этот Федеральный закон определяет:
- основы и организацию обороны Российской Федерации,
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц,
- права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны,
- ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны,
- а также другие нормы, касающиеся обороны.
Основы обороны
1. В Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
5. К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны .
6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.
9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Организация обороны
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия в области обороны.