Фондовая биржа, ее роль и место в системе рыночных институтов

Биржа - это классический институт рыночной эк-ки, который формирует оптовый товаров.

Биржа имеет:

- организационную основу;

- эк. основу;

- юридическую основу.

Биржа, с точки зрения орг. основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т.е. профессионалам биржевого дела.

С эк. точки зрения, это организованный в опред. месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения.

Биржа явл. юр. лицом, обладающее обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном гос. суде (тритейском суде).

Виды бирж:

Признаки классифик. бирж:

1. вид биржевого товара;

2. принцип организации (роль гос-ва);

3. правовое положение (статус биржи);

4. форма участия посетителей в биржевых торгах;

5. номенклатура товаров явл. лбъектом бирж. торга;

6. место и роль в мировой торговле;

7. сфера деятельности;

8. виды сделок;

9. хар-р деятельности.

Виды:

1. Биржевой товар.

- товарные биржи;

- товарно-сырьевые;

- валютные;

- фондовые;

- биржи труда.

Фондовые биржи заняты ценными бумагами. Появление фондовых бирж связано с появлением акционерных обществ. Фондовая биржа представляет собой постоянно регулируемый рынок ценных бумаг. Для организации и обслуживания иностранной валюты создаются специальные валютные биржи. Валютные биржи контролируются гос-вом и ЦБ РФ.

2. Принцип организации.

- публично-правовые;

- частно-правовые.

Публично-правовая (государственная) биржа. В РФ биржи носят публично-правовой характер. Членом такой биржи может быть любой предприниматель, который занесен в торговый реестр и несущий определенный торговый оборот. Частно-правовые биржи: Англия и США. Имеют более замкнутый характер, доступ только узкого круга лиц, которые входят в биржевую корпорацию.

3. Правовой статус.

Созданные биржи регистрировались в основном как акционерные общества и товарещества с огр. отв. Учредителей бирж привлекало то, что биржа в форме товарищества может быть зарагестрировано в местных органах власти.

4. Форма участия посетителей в торгах.

- открытые биржи;

- закрытые.

Закрытые биржи:

- постоянные покупатели, выполняющие роль биржевых посредников;

- наличие специализированной системы органов сбора и добиржевой обработки заказов.

Современные зарубежные биржи в основном закрытые.

Открытые биржи:

- постоянные бирж. посредники;

- посетители.

-чистооткрытые биржи (не обязательно пользоваться услугами посредниками);

-открытая биржа смешанного типа (с продавцами и покупателями работают биржевые посредники: -брокеры (работают от имени и за счет клиента и -дилеры (работают от своего имени и сами несут расходы).

5. Номенклатура товаров.

- универсальные биржи;

- специализированные.

6. Место и роль биржи в мировой торговле.

- международные;

- национальные.

Международная биржа - особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько гос-в, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары.

Меж. биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. Могут участвовать представители деловых кругов разных стран.

Характерно:

-обеспечение свободного перевода прибыли, получ. по бирж. сделок;

-заключение спекулятивных (арбитражных) сделок (эта сделка дает возможности получения прибыли на разнице катировочных цен).

Меж. биржи:

- товарные;

- фондовые;

валютные.

Национальные биржи:

- учитывают особенности развития пр-ва, обращения, потребления, материальных ресурсов данной страны;

- валютный, налоговый, торговый режимы данного гос-ва препятствуют проведению арбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм, не явл. резидентами страны.

Градация бирж с точки зрения товара, т.е. хар-ка бирж зависит от того, что явл. объектом продажи:

- биржи реального товара;

- фьючерсные биржи;

- опционные;

- смешанные.

1. Биржи реального товара.

Начальный этап биржевой торговли. Существ. чертой этой биржи явл обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов. По объему биржевого оборота биржи реального товара составляет 10-15%.

Расширение биржевой торговли привело к созданию новых бирж.

2. Фьючерсные биржи.

Их образование представляет собой процесс превращения биржи из рынка реального товара в рынок прав еа товар.

Признаки:

-фиктивный хар-р сделки (ценные бумаги);

-связь с рынком реального товара через хеджирование (защита, страхование), а не через поставку товара;

-заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких бы либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, согласованное кол-во которого отражено в биржевом контракте, который явл. объектом торговли и представляет собой праов на товар;

- полная унификация усл. поставки товара;

- обезличенность сделки и заменимость их котрагентов, все это обеспечивается рачетной палатой биржи.

Создаются в местах наиболее концентрации денежных ресурсов. Ф. биржа представляет собой специфический финансовый институт, который обслуживает потребности товарных рынков. Ф. биржа также представляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенное влияние на биржевые катировки, а также оказывает влияние на фактические цены конкретных сделок с реальным товаром. В рерультате ф. биржа влияет на конкурентноспособность фирм.

3. Опционные биржи.

Создаются и исп. для страхования участников биржевой торговли, т.к. дают возможность покупателям опционов ограничить возможные избытки при заключении биржевых сделок. На многих биржах могут заключаться как фьючерсные, так и опционные сделки (Лондонская биржа "Фокс").

4. Смешанные биржи.

Российские биржи, т.к. заключаются сделки товара, фьючерсные и опционные сделки.

Формы и виды денег.

На протяжении многих лет деньгами служили редкие и дорогие товары, такие как раковины, чай, рис, скот, рыба, соль и пушнина. Но со временем человечество все-таки пришло к благородным металлам – серебру и золоту, что не было случайностью: драгоценные металлы однородны по качеству, обладают высокой стоимостью (процесс их добычи и обработки достаточно трудоемкий) и они могут долго сохранять свою ценность на протяжении длительного времени. И хотя золото и серебро тысячелетиями успешно выполняло функцию денег, в 70-х годах 20 века произошла демонетизация драгоценных металлов: их заменили бумажными и кредитными деньгами.

Металлические, товарные деньги – это полноценные деньги, номинальная стоимость которых соответствует реальной стоимости металла, используемого для их изготовления (золото, серебро, медь).

Заменители денег (неполноценные) – деньги, у которых номинальная стоимость не соответствует реальной (в несколько раз больше, т.е. выше стоимости металла и труда, потраченного на их производство). Заменители денег – это металлические знаки, такие как монеты из дешевого металла, бумажные и кредитные деньги.

Бумажные деньги.

Бумажные деньги может выпускать только гос-во при этом разница между их номинальной стоимостью и стоимостью выпуска образует так называемый доход казны. В основном бумажные деньги выпускаются для покрытия дефицита бюджета, при этом гос-во наделяет их принудительным курсом, который не всегда бывает устойчивым. Но их избыточный выпуск, падение доверия к правительству гос-ва, а также проблемы с платежным балансом страны могут привести к обесцениванию бумажных денег. При этом объективного механизма их изъятия из оборота не существует.

Кредитные деньги.

Любые обязательства, которые были выполнены независимо от того, когда произошла фактическая оплата платежей – это так называемые кредитные деньги (векселя, чеки, банкноты, электронные деньги и т.д.). Их появление связано в первую очередь с тем, что деньги выполняют функцию ср-ва платежа, вследствие чего некоторые товары или услуги приобретаются в кредит.

Экономическое содержание основных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деят. предприятия.

В качестве основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия исп.: прибыльность, стабильность, ликвидность, рост и эффект.. Все они носят положительный характер: чем эти показатели выше, тем лучше для предприятия.

1. Прибыльность характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Это важнейший показатель. Его иногда называют «критерием нижней линии» (строка чистой прибыли – нижняя в отчете о прибылях). Чем больше превышение доходов над расходами, тем выше прибыльность. По своему экономическому содержанию прибыль представляет собой финансовый результат деятельности коммерческого предприятия.

2. Стабильность означает финансовую устойчивость предприятия. Она во многом зависит от финансовой структуры, то есть от соотношения собственного и заемного капитала. Чем больше доля собственного капитала, тем выше стабильность.

3. Ликвидность характеризует возможность превращения капитала предприятия в наличные деньги. Ликвидность зависит от возможности предприятия выполнять свои финансовые обязательства.

4. Рост – увеличение размеров предприятия, его капитала.

5. Эффект. – отношение результатов к затратам, прежде всего отношение прибыли к расходам. Это наиболее общий интегральный показатель. Ни один из показателей не является исчерпывающим. В различных ситуациях любой из них либо их группа могут оказаться важнейшими.

Наши рекомендации