Тема 9. «Особенности межкультурной коммуникации»
Давайте вспомним:
1. Какие национальные особенности делового общения существуют?
2. Что включает в себя Европейская деловая культура?
3. Что включает в себя Североамериканская деловая культура?
4. Что включает в себя деловая культура Востока и арабских стран?
Упражнение № 23.
Характеристики стилей:
· В составе делегации всегда бывает много экспертов, что увеличивает ее численность;
· Любят торговаться, часто применяют «пакетную» тактику решения вопросов;
· При переговорах практически не используют угроз;
· Все встречи назначают заблаговременно;
· Обычно избегают официального обсуждения вопросов один на один;
· Перед переговорами часто подают напитки и еду – отказываться нельзя, даже если вы не голодны;
· Стараются не затягивать решение организационных и формальных вопросов, охотно соглашаются на альтернативные варианты;
· Любят не слишком официальную атмосферу при ведении переговоров;
· Очень успешно используют ошибки, допущенные партнером;
· Уделяют много внимания развитию личных отношений с партнером;
· Принимаю решения медленнее, чем, например, французы;
· Предпочитают говорить по-немецки;
· В переговорном процессе напористы и агрессивны;
· Достаточно гибки и охотно отвечают на инициативу партнера;
· Характеризуются достаточным профессионализмом;
· Предпочитают использовать французский язык в качестве официального языка переговоров;
· Механизм принятия решений предполагает довольно сложный и длительный процесс согласования и утверждения тех или иных положений;
· Открыто не выражают несогласие с партнером;
· Как правило, на переговорах партнер вынужден первым «открыть карты» и первым высказать свою точку зрения под конец переговоров;
· Часто прибегают к услугам посредника;
· Избегайте суетливости и поспешности;
· Не любят заглядывать в будущее, их интересует непосредственный результат их усилий.
· Меняют поведение в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы;
· Тщеславно прорабатывают свою позицию, на самих переговорах любят обсуждать вопросы последовательно, один за другим;
· Традиционно для них было умение избегать острых углов во время переговоров;
· Во время еды пользуйтесь только правой рукой. Левая служит только для гигиенических целей;
· Отличаются определенной сдержанностью, т.е. достаточно чопорны, порывисты, общительны.
Заполните таблицу
стиль ведения переговоров | характеристика стилей |
1. Китайский | |
2. Французский | |
3. Американский | |
4.Японский | |
5.Итальянский | |
6. Немецкий | |
7. Английский | |
8. Арабский | |
9.Корейский | |
Словарь
Авторитетность
Агрессивность
Альтруизм
Апатия
Аттракция
Барьер психологический
Бессознательное
Вербальный
Влечение
Внимание
Внушение
Воля
Воображение
Восприятие
Выразительные движения
Группа
Депрессия
Деятельность
Дистресс
Жест
Задатки
Защитные механизмы
Индивид
Индивидуальность
Индивидуальный стиль деятельности
Интеракция
Интерес
Конфликт внутриличностный
Конфликт межличностный
Мимика
Мотив
Напряженность
Настроение
Нормы социальные
Поступок
Потребность
Релаксация
Рефлекс
Рефлексия
Речь
Роль
Самообладание
Самоопределение личности
Самооценка
Саморегуляция
Самосознание
Совместимость
Сопереживание
Соперничество
Сотрудничество
Статус
Стресс
Темперамент
Тревожность
Убежденность
Уровень притязаний
Установка
Утомление
Характер
Ценностные ориентации
Черта личности
Честолюбие
Чувство
Эмоции
Эмоциональность
Эмпатия
Темы рефератов:
1. Типы взаимоотношений в системе: руководитель - подчиненный.
2. Нравственно-религиозный прогресс сознания человека (по Л.Н. Толстому).
3. Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева.
4. А. Ухтомский о доминанте психической деятельности человека.
5. Общение как коммуникация.
6. Переговоры как разновидность общения.
7. Макро- и микросреда личности.
8. Основные виды невербальных средств коммуникации.
9. Композиционное построение речи в деловом общении.
10. Этика А. Шопенгауэра.
11. Технология манипулятивного воздействия в деловом общении.
12. Приёмы саморегуляции эмоциональных состояний.
13. «Никомахова Этика» Аристотеля.
14. Оценка индивидуальных способностей к саморазвитию и саморегуляции.
15. Личное и общественное сознание: их взаимодействие и противоречия.
16. Ролевое поведение в деловом общении.
17. Общие этические принципы и характер делового общения.
18. Этические взгляды Платона.
19. Структура личности и практика делового общения.
20. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
21. Проблемы межличностного общения в трудах П. Лаврова, Н. Михайловского.
22. Нравственное учение И. Канта.
23. Основные категории этики.
24. Этикет и культура делового общения.
25. Профессиональная этика.
26. Категория совести в этике.
27. Добро и зло как категории этики.
28. Мораль как предмет этики. Понятие морали. Особенности функционирования морали.
29. Универсальный этикет делового общения.
30. Культура деловых отношений: разговор по телефону.
31. Ведение деловых переговоров руководителями.
32. Теория этикета и практика.
33. Правила поведения в Интернете.
34. Особенности этикета делового застолья.
35. Этика речевых коммуникаций.
36. Деловое общение: спор.
37. Устное публичное выступление: правила проведения.
38. Правила сервировки стола.
39. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах.
40. Управление деловыми конфликтами.
41. Этика приема посетителей и подчиненных.
42. Этика владения голосом, речью.
43. Этикет одаривания и подарков.
44. Язык жестов и речь без слов.
45. Стресс и его особенности.
46. Профилактика нервно-психического утомления.
47. Конфликты в служебных отношениях.
48. Психология личности руководителя.
49. Специфика взаимодействия начальника и подчиненного.
50. Психологические особенности управленческой деятельности.
Вопросы к зачету:
1. Предмет, основные категории этики деловых отношений.
2. Важнейшие этические учения: Платон, Аристотель, Конфуций.
3. Человек как субъект общения в гуманитарном знании Нового времени.
4. Межличностное взаимодействие и его трактовка в Западной психологии.
5. Отечественные мыслители об этических аспектах деловых отношений и хозяйственной деятельности.
6. Общение: виды, структура, формы.
7. Функции общения.
8. Социально-психологические особенности рабочей группы и ее профессиональная зрелость.
9. Морально-психологический климат коллектива и его динамика.
10. Типы взаимоотношений в коллективе.
11. Классификация психотипов личностей и проблемы руководства. Роль руководителей в становлении коллектива.
12. Выбор оптимального стиля руководства: ситуационный подход.
13. Психологические проблемы руководства.
14. Понятие переговоров, цели, задачи. Этапы подготовки к переговорам.
15. Технологии ведения переговоров.
16. Виды, структура, стадии протекания конфликтов.
17. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
18. Стресс и дистресс: психологически правильная и неправильная реакции.
19. Деловая переписка и «этикет документа».
20. Этикет телефонного разговора.
21. Деловые приемы: организация и правила проведения.
22. Презентация: правила проведения.
23. Понятие об имидже: культура внутренняя и значение внешнего облика.
24. Основные элементы делового этикета.
25. Национальные особенности делового общения.