Стереотипы в межкультурной коммуникации

Раздел 10

Стереотипы в межкультурной коммуникации

1. Стереотип и близкие понятия

2. Функции стереотипов

3. Языковые проявления стереотипов

4. Этнонимы-прозвища как проявления стереотипов восприятия

Стереотип и близкие понятия

Стереотипы – неотъемлемый элемент любой культуры, поэтому они влияют на межнациональные контакты.Феномен стереотипа, процесс его возникновения находится в последние десятилетия под пристальным вниманием ученых различных областей: социологов, психологов, лингвистов.

В 1922 году американский журналист У. Липпман дал определение стереотипу (от греч. Stereos – твёрдый,typos –форма, модель) с социологической точки зрения, отмечая такие его особенности, как повышенная резистентность, упорядоченность и схематичность. Он пишет, что ничто не противостоит столь сильно воспитанию и критике как стереотип.В начале двадцатого столетиястереотипы рассматриваются как нечто обременяющее коммуникацию, ученые того времени наградили стереотип ярлыком «преступника», который порождает предрассудки и социальную несправедливость. Данный термин стал практиче­ски синонимом этнического предрассудка. Впоследствии роль стереотипа в жизни человека и в процессе коммуникации была переосмыслена. В конце ХХ века стереотип рассматривается как продукт познавательной деятельности человека, являющийся его жизненным ориентиром и неотъемлемым элементом обыденного сознания. Стереотип служит фильтром для вновь поступающей информациии избавляет человека от ее переизбытка. Стереотипы сплачивают людей, дают им чувство принадлежности к одной социальной группе. Таким образом, подчеркивается положительное влияние стереотипов на социализацию человека. С другой стороны, утверждается, что стереотипы могут быть причиной возникновения непонимания среди коммуникантов, а данное непонимание может перерасти впоследствии в конфликт.

Стереотип как явление социального характера – это повторяющиеся штампы и шаблоны поведения, мышления, характерные для той или иной группы людей. Они являются отражением коллективного сознания. При оперировании и обращении в коммуникации к стереотипам необходимо осознавать, что они являются отражением группового сознания, аккумулируют нормы и ценности группы, а не отдельно взятого индивидуума. В соответствии с социальным членением общества выделяются стереотипы различного рода: гендерные, этнические, профессиональные, возрастные и т.д.

К социальным стереотипам относятся этнические или национальные стереотипы. Это представления о нравах, обычаях, привычках, традициях того или иного народа. Появлению этнических стереотипов способствуют межкультурные и межэтнические контакты. Этнические стереотипы можно подразделить на стереотипы поведения (этикет, одежда) и мышления. Стереотипы мышления находят выражение в обобщенных суждениях о представителях другой этнической группы, их в свою очередь можно подразделить на авто- и гетеростереотипы. Автостереотип – это суждение одной этнической группы о самой себе. В гетеростереотипе можно найти характеристики, которые приписываются иной этнической группе. Стереотипное суждение является (само)рефлектирующим понятием, в нем мы находим представления как о себе, так и о другой группе, о другом человеке. В автостереотипе находит отражение схема мышления «все мы такие», гетеростереотип создается обычно по схеме «они такие – мы другие».

Автостереотипностьможно проследить на примере гендерных групп. Процесс эмансипации женщин привёл к поляризации стереотипного восприятия полов в определённых аспектах. Возникает групповойавтостереотип женщин на основе признака равенства с мужчинами. Вэссе

Е. ГерманэтотстереотипобозначаетсясловосочетаниемwirFrauen, которое подразумевает, что женщины на производстве могут быть так же хороши, как и мужчины “…mindestensgenausogutzuseinwieMänner” (HermanE. DieEmanzipation). В то же время традиционный сущностный признак –способность к деторождению – (“Wirmüssengebären”) воспринимается в другом эссе с издёвкой (BergS. SchneidenSiesichdochdenKopfab!).Это подкрепляет сформировавшийся автостереотип при восприятии номинации wirFrauen.

С позиций лингвокультурологии стереотипами считаются обоб­щения социального опыта представителей определённой лингвокультуры, когнитивные образцы для категоризации мира [Гришаева, Цурикова, 2004: 200]. Для В.В. Красных [2003: 231] «стереотип – это некоторое ‘представление’ фрагмента окружающей действительности, фиксированная ментальная ‘картинка’, являющаяся результатом отражения в сознании личности ‘типового’ фрагмента реального мира. Эта ментальная картинка представляет фрагмент действительности в национально-культурной форме.

Таким образом, стереотипы – это устойчивые типичные представления индивидуума или группы, имеющие эмоциональный и стабильный характер. Они перенимаются индивидуумом без определенной критики и в определенной степени программируют сознание и поведение человека.

Межкультурные контакты выявляют не только стереотипы, но и предрассудки. Предрассудок – это осуждение, предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Образ этнической группы может восприниматься как совокупность всех черт, представлений и стереотипов о ней. Все чаще в данном контексте используется термин «имидж». В словаре иностранных слов И.А. Васюковой приводится следующее определение имиджа: «Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.». О. Феофанов определяет имидж как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эс­тетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ». Зарубежные ученые, противопоставляя стереотип и имидж (в другой терминологии „Bild“), отмечают, что имидж – это всегда восприятие внешней оболочки, это впечатление, которое мы получаем вследствие восприятия. Имидж, в противовес стереотипу, кратковременен, это может быть одномоментное впечатление от пережитого. Имидж создается на основе собственного опыта, тогда как стереотип и предрассудок стабильны и имеют массовый характер, свойственный групповому сознанию. Кроме того, собственный имидж может активно изменяться социальной группой или индивидуумом. Цель соответствовать имиджу принуждает данную группу или индивидуума к определённому поведению и/или внешнему виду.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что социальный стереотип, являясь неотъемлемым свойством психики человека, носит стабильный и эмоциональный характер и свойственен групповому сознанию. Предрассудок характеризуется повышенной эмоциональностью, в большей степени с отрицательной коннотацией. Имидж предполагает целенаправленное создание образа; из приведенных выше феноменов, имидж является наиболее подвижным и изменяемым.

Функции стереотипов

Какую же роль выполняют стереотипы в жизни общества? Чтобы понять это, перейдём к принципам систематизации стереотипов. В.В. Красных разграничивает стереотипы на «стереотипы поведения, выполняющие прескриптивную (предписывающую) функцию, и стереотипы-представления, выполня­ющие предиктивную (предсказывающую)» [Красных, 2008: 3]. Немецкая исследовательница М. Пюмпель-Мадер, посвятившая стереотипам большую монографию, видит их основную роль в формировании социальных категорий через интеракцию [Pümpel-Mader, 2010: 57]. Придавая решающее значение интеракции, исследователь связывает функции стереотипов с речевыми актами, в которых они используются. В соответствии с этим функции стереотипов определяются как утверждение, категоризация, требование, совет или предупреждение [Pümpel-Mader, 2010: 362–379]. Утверждение, требование и совет имеют, как правило, предписывающий характер, а категоризация и предупреждение чаще всего предсказывают развитие ситуации.

Рассмотрим один из примеров, приводимых в упомянутой книге и выражающих стереотипное нормативное требование: EinJungeweintnicht[Pümpel-Mader 2010: 378]. На наш взгляд, здесь недостаточно видеть только нормативное предписание. Грамматическая форма (неопределённый артикль в функции генерализации) лишь направляет интерпретацию высказывания как предписание для определенного поведения. Если учитывать эмоциональный компонент, который, по мнению самой Пюмпель-Мадер, конституирует стереотип, то мы должны вложить в интерпретацию попытку разгадать «значение говорящего», то есть намерение, которое говорящий вкладывает в своё высказывание. Это намерение можно понять по-разному в зависимости от ситуации произнесения. В ситуации, когда, например, дедушка утешает малыша, разбившего коленку, в его словах можно услышать подбадривание, утверждающее малыша в статусной роли мальчика (ты уже большой!), а бабушка в той же ситуации, скорее всего, вложит в те же слова сочувствие (я понимаю, что ты еще маленький, но…). Этот пример показывает, что интерпретация, основанная на обогащении смысла, зависит от ситуации.Однако и в том, и в другом случае малыша побуждают к мужественному поведению.

Смысл фразы зависит, как в предыдущем примере, не только от того, кто ее произносит, но и от того, кто ее воспринимает. Например, топоним PnomPenh, воспринимавшийся ещё в 90-е годы ХХ века как стереотипный, символизирующий диктаторский режим в Камбодже, в насто­ящее время остался в памяти лишь старшего поколения, а молодые люди вряд ли воспринимают его в таком смысле. Этот пример говорит о том, что стереотипы исторически изменчивы.

Функция стереотипов состоит и в том, что они принимают на себя роль индикатора сущности, не называя эту сущность прямо. Так, выражение «французская кухня»не говорит нам ничего конкретного о каких-то блюдах, но, тем не менее, у нас возникает определенное представление об их изысканности. Немецкое выражение Gretchen-Frageотносится не только к Гретхен из трагедии Гете «Фауст», но и к любой девушке, стоящей перед сложным выбором.

Этнокультурные стереотипы – обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-то народа и его культуры. Стереотипы содержат общественный опыт людей, который повторяется в повседневной практике.

Психологический механизм возникновения стереотипов основан на принципе экономии усилий. Люди не стремятся каждый раз по-новому реагировать на окружающие их явления, а подводят их под имеюшиеся в их сознании категории. Мир перегружает человека информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в удобные и привычные модели, т.е. стереотипы.

Стереотип – это “привычное знание” о качествах и чертах характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей (например, стереотип – все импортные товары лучше отечественных). Обратный стереотип: “Такая глушь, а как прилично шьют!”

Различают следующие виды стереотипов: групповые, профессиональные, этнические, возрастные и пр. Основа этнического стереотипа – заметная черта внешности, характера. Этнические стереотипы наиболее известны – вежливость англичан и т.п. Они часто окрашены симпатиями и антипатиями, поэтому одно и то же качество может получать разную оценку (скупость/бережливость, настойчивость/упрямство).

.

Откуда берутся стереотипы?Они могут складываться в семье, коллективе, в ограниченных личных контактах. Сильное воздействие на распространение стереотипов оказывают СМИ. Ср. расхожую фразу: “В газетах врать не будут”. На формирование стереотипов оказывают влияние статус и авторитет источника информации (профессор Н. сказал, что рак бывает от маргарина). Использование стереотипов снимает ответственность за принятое решение.

Обобщим функции стереотипов:

1. передачаотносительнодостовернойинформации;

2. ориентирующаяфункция;

3. влияние на создание реальности (разграничение своих и чужих).

Стереотипы и полезны, и вредны для коммуникации. Полезны – если они не содержат оценки. Вредны, поскольку за стереотипами о группе не видно отдельных людей. Стереотипы повторяют и усиливают ошибочные убеждения, пока люди не начинают принимать их за истинные. Стереотипы основаны на полуправде и искажениях. (Ср. речь Аттикуса Финча на суде в защиту Тома из книги Х. Ли «Убить пересмешника»: не все негры ленивы и невежественны, не все пристают к белым женщинам и пр.).

Стереотип может перейти в предрассудок – предвзятое негативное отношение.

Финляндия

Япония

1. Баловать ребенка - все равно что бросить его

2. Алмаз не будет обладать блеском драгоценного камня, если не отшлифовать

3. Будешь красить охрой, руки станут желтыми.

4. Живя в мире, не забывай о войне

5. Жить как собака с обезьяной

6. Знающий не говорит, а говорящий не знает

7. Поручить кошке хранить сушёную рыбу

Испания

1. Без смелости не быть в целости

2. Большая любовь всё прощает

3. В доме плясуна вся семья плясать должна

4. Еда без вина - грош ей цена

5. Хорошее дерево дает хорошую тень

Конго

1. Без сваи для поддержки дома дом обрушится

2. Два леопарда не гуляют в одном и том же лесу

3. Любой дождь в конце концов прекращается

4. Откуда берут соль, туда не бросают землю

5. Маленький краб слушается свою мать

6. Старик не делает неверных шагов, а только поскальзывается

7. Река с песком, а огонь с пеплом не разлучаются

8. Распределите следующие человеческие качества по странам, представители которых, по вашему мнению, ими обладают:

мрачный, с чувствомюмора, возбудимый, честный, готовый на риск, чванливый,серьезный,дипломатичный,разговорчивый,медлительный,конъюнктурный,слабовольный,лишенныйчувстваюмора,спокойный,хитрый,эмоциональный,надежный,верный,думающий толькооденьгах,коллективист,мудрый,непонятливый, открытый, застенчивый, хорошо воспитанный, безответственный, правдивый,любительпошутить,общительный,трудолюбивый,консервативный, индивидуалист, шумный, невоспитанный, заботливый, скрытный, умелый, пунктуальный,гибкий,сдержанный,проворный,вежливый,экономящийвремя,рассеянный, скучный, изысканный, волевой, старомодный
Германия Англия Россия США Китай Франция
             
             
             
             
             
             
             
             

9. Опрашивая информантов, опишите стереотипы русского национального характера в их представлении.

10. Культурные обобщения, в отличие от стереотипов, описывают обычное поведение в той или иной культуре и лежащие в основе этого поведения ценности. Прочтите следующие утверждения о вымышленной стране Zibi и определите стереотипы (S) и обобщения (G):

1. Zibians are selfish– Sibianer sind egoistisch..

2. In Zibigiftsareoftenpresented at theendof a negotiation – Zum Schluss der Verhandlungen werden in Sibioft Geschenke eingehändigt.

3. Itmaytaketwoorthreedaystoget an appointmentwith a Zibian – Es kann drei bis vier Tage dauern, bis ein Sibianer zu erreichen ist.

4. Zibians never let you know what they are thinking about. Theyalwaystrytoconfuseyou – Die Sibianer lassen Sie nie wissen, was sie denken. Sie versuchen immer, Sie in Verlegenheit zu bringen.

5. Arriving on time in Zibiusuallymeansarrivingtenminutes after theagreed time – Rechtzeitig zu kommen bedeutet für Sibianergewöhnlich, zehn Minuten später zu kommen.

6. In Zibinothingruns on time In Sibi wird nichts rechtzeitig gemacht.

7. Zibiansspendtoomuch time eating – Die Sibianer verbringen zu viel Zeit beim Essen.

8. It is common in Zibi to discuss every detail of an agreement before signing a contract – In Sibi werden gewöhnlich alle Details besprochen, bevor ein Vertrag unterzeichnet wird.

Какие языковые средства чаще всего используются для создания стереотипа?

Литература

1. Гришаева, Л.И., Цурикова, Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Воронеж: ВГУ, 2004.

2. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

3. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

4. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.:Academia, 2001.

5. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования. Москва: Школа "Языки русской культуры", 1997.

6. Стернин И.А. Общение с мужчинами и женщинами. Воронеж, 2001.

7. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. М., 1996.

Раздел 10

Стереотипы в межкультурной коммуникации

1. Стереотип и близкие понятия

2. Функции стереотипов

3. Языковые проявления стереотипов

4. Этнонимы-прозвища как проявления стереотипов восприятия

Стереотип и близкие понятия

Стереотипы – неотъемлемый элемент любой культуры, поэтому они влияют на межнациональные контакты.Феномен стереотипа, процесс его возникновения находится в последние десятилетия под пристальным вниманием ученых различных областей: социологов, психологов, лингвистов.

В 1922 году американский журналист У. Липпман дал определение стереотипу (от греч. Stereos – твёрдый,typos –форма, модель) с социологической точки зрения, отмечая такие его особенности, как повышенная резистентность, упорядоченность и схематичность. Он пишет, что ничто не противостоит столь сильно воспитанию и критике как стереотип.В начале двадцатого столетиястереотипы рассматриваются как нечто обременяющее коммуникацию, ученые того времени наградили стереотип ярлыком «преступника», который порождает предрассудки и социальную несправедливость. Данный термин стал практиче­ски синонимом этнического предрассудка. Впоследствии роль стереотипа в жизни человека и в процессе коммуникации была переосмыслена. В конце ХХ века стереотип рассматривается как продукт познавательной деятельности человека, являющийся его жизненным ориентиром и неотъемлемым элементом обыденного сознания. Стереотип служит фильтром для вновь поступающей информациии избавляет человека от ее переизбытка. Стереотипы сплачивают людей, дают им чувство принадлежности к одной социальной группе. Таким образом, подчеркивается положительное влияние стереотипов на социализацию человека. С другой стороны, утверждается, что стереотипы могут быть причиной возникновения непонимания среди коммуникантов, а данное непонимание может перерасти впоследствии в конфликт.

Стереотип как явление социального характера – это повторяющиеся штампы и шаблоны поведения, мышления, характерные для той или иной группы людей. Они являются отражением коллективного сознания. При оперировании и обращении в коммуникации к стереотипам необходимо осознавать, что они являются отражением группового сознания, аккумулируют нормы и ценности группы, а не отдельно взятого индивидуума. В соответствии с социальным членением общества выделяются стереотипы различного рода: гендерные, этнические, профессиональные, возрастные и т.д.

К социальным стереотипам относятся этнические или национальные стереотипы. Это представления о нравах, обычаях, привычках, традициях того или иного народа. Появлению этнических стереотипов способствуют межкультурные и межэтнические контакты. Этнические стереотипы можно подразделить на стереотипы поведения (этикет, одежда) и мышления. Стереотипы мышления находят выражение в обобщенных суждениях о представителях другой этнической группы, их в свою очередь можно подразделить на авто- и гетеростереотипы. Автостереотип – это суждение одной этнической группы о самой себе. В гетеростереотипе можно найти характеристики, которые приписываются иной этнической группе. Стереотипное суждение является (само)рефлектирующим понятием, в нем мы находим представления как о себе, так и о другой группе, о другом человеке. В автостереотипе находит отражение схема мышления «все мы такие», гетеростереотип создается обычно по схеме «они такие – мы другие».

Автостереотипностьможно проследить на примере гендерных групп. Процесс эмансипации женщин привёл к поляризации стереотипного восприятия полов в определённых аспектах. Возникает групповойавтостереотип женщин на основе признака равенства с мужчинами. Вэссе

Е. ГерманэтотстереотипобозначаетсясловосочетаниемwirFrauen, которое подразумевает, что женщины на производстве могут быть так же хороши, как и мужчины “…mindestensgenausogutzuseinwieMänner” (HermanE. DieEmanzipation). В то же время традиционный сущностный признак –способность к деторождению – (“Wirmüssengebären”) воспринимается в другом эссе с издёвкой (BergS. SchneidenSiesichdochdenKopfab!).Это подкрепляет сформировавшийся автостереотип при восприятии номинации wirFrauen.

С позиций лингвокультурологии стереотипами считаются обоб­щения социального опыта представителей определённой лингвокультуры, когнитивные образцы для категоризации мира [Гришаева, Цурикова, 2004: 200]. Для В.В. Красных [2003: 231] «стереотип – это некоторое ‘представление’ фрагмента окружающей действительности, фиксированная ментальная ‘картинка’, являющаяся результатом отражения в сознании личности ‘типового’ фрагмента реального мира. Эта ментальная картинка представляет фрагмент действительности в национально-культурной форме.

Таким образом, стереотипы – это устойчивые типичные представления индивидуума или группы, имеющие эмоциональный и стабильный характер. Они перенимаются индивидуумом без определенной критики и в определенной степени программируют сознание и поведение человека.

Межкультурные контакты выявляют не только стереотипы, но и предрассудки. Предрассудок – это осуждение, предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.

Образ этнической группы может восприниматься как совокупность всех черт, представлений и стереотипов о ней. Все чаще в данном контексте используется термин «имидж». В словаре иностранных слов И.А. Васюковой приводится следующее определение имиджа: «Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.». О. Феофанов определяет имидж как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эс­тетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ». Зарубежные ученые, противопоставляя стереотип и имидж (в другой терминологии „Bild“), отмечают, что имидж – это всегда восприятие внешней оболочки, это впечатление, которое мы получаем вследствие восприятия. Имидж, в противовес стереотипу, кратковременен, это может быть одномоментное впечатление от пережитого. Имидж создается на основе собственного опыта, тогда как стереотип и предрассудок стабильны и имеют массовый характер, свойственный групповому сознанию. Кроме того, собственный имидж может активно изменяться социальной группой или индивидуумом. Цель соответствовать имиджу принуждает данную группу или индивидуума к определённому поведению и/или внешнему виду.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что социальный стереотип, являясь неотъемлемым свойством психики человека, носит стабильный и эмоциональный характер и свойственен групповому сознанию. Предрассудок характеризуется повышенной эмоциональностью, в большей степени с отрицательной коннотацией. Имидж предполагает целенаправленное создание образа; из приведенных выше феноменов, имидж является наиболее подвижным и изменяемым.

Функции стереотипов

Какую же роль выполняют стереотипы в жизни общества? Чтобы понять это, перейдём к принципам систематизации стереотипов. В.В. Красных разграничивает стереотипы на «стереотипы поведения, выполняющие прескриптивную (предписывающую) функцию, и стереотипы-представления, выполня­ющие предиктивную (предсказывающую)» [Красных, 2008: 3]. Немецкая исследовательница М. Пюмпель-Мадер, посвятившая стереотипам большую монографию, видит их основную роль в формировании социальных категорий через интеракцию [Pümpel-Mader, 2010: 57]. Придавая решающее значение интеракции, исследователь связывает функции стереотипов с речевыми актами, в которых они используются. В соответствии с этим функции стереотипов определяются как утверждение, категоризация, требование, совет или предупреждение [Pümpel-Mader, 2010: 362–379]. Утверждение, требование и совет имеют, как правило, предписывающий характер, а категоризация и предупреждение чаще всего предсказывают развитие ситуации.

Рассмотрим один из примеров, приводимых в упомянутой книге и выражающих стереотипное нормативное требование: EinJungeweintnicht[Pümpel-Mader 2010: 378]. На наш взгляд, здесь недостаточно видеть только нормативное предписание. Грамматическая форма (неопределённый артикль в функции генерализации) лишь направляет интерпретацию высказывания как предписание для определенного поведения. Если учитывать эмоциональный компонент, который, по мнению самой Пюмпель-Мадер, конституирует стереотип, то мы должны вложить в интерпретацию попытку разгадать «значение говорящего», то есть намерение, которое говорящий вкладывает в своё высказывание. Это намерение можно понять по-разному в зависимости от ситуации произнесения. В ситуации, когда, например, дедушка утешает малыша, разбившего коленку, в его словах можно услышать подбадривание, утверждающее малыша в статусной роли мальчика (ты уже большой!), а бабушка в той же ситуации, скорее всего, вложит в те же слова сочувствие (я понимаю, что ты еще маленький, но…). Этот пример показывает, что интерпретация, основанная на обогащении смысла, зависит от ситуации.Однако и в том, и в другом случае малыша побуждают к мужественному поведению.

Смысл фразы зависит, как в предыдущем примере, не только от того, кто ее произносит, но и от того, кто ее воспринимает. Например, топоним PnomPenh, воспринимавшийся ещё в 90-е годы ХХ века как стереотипный, символизирующий диктаторский режим в Камбодже, в насто­ящее время остался в памяти лишь старшего поколения, а молодые люди вряд ли воспринимают его в таком смысле. Этот пример говорит о том, что стереотипы исторически изменчивы.

Функция стереотипов состоит и в том, что они принимают на себя роль индикатора сущности, не называя эту сущность прямо. Так, выражение «французская кухня»не говорит нам ничего конкретного о каких-то блюдах, но, тем не менее, у нас возникает определенное представление об их изысканности. Немецкое выражение Gretchen-Frageотносится не только к Гретхен из трагедии Гете «Фауст», но и к любой девушке, стоящей перед сложным выбором.

Этнокультурные стереотипы – обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-то народа и его культуры. Стереотипы содержат общественный опыт людей, который повторяется в повседневной практике.

Психологический механизм возникновения стереотипов основан на принципе экономии усилий. Люди не стремятся каждый раз по-новому реагировать на окружающие их явления, а подводят их под имеюшиеся в их сознании категории. Мир перегружает человека информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в удобные и привычные модели, т.е. стереотипы.

Стереотип – это “привычное знание” о качествах и чертах характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей (например, стереотип – все импортные товары лучше отечественных). Обратный стереотип: “Такая глушь, а как прилично шьют!”

Различают следующие виды стереотипов: групповые, профессиональные, этнические, возрастные и пр. Основа этнического стереотипа – заметная черта внешности, характера. Этнические стереотипы наиболее известны – вежливость англичан и т.п. Они часто окрашены симпатиями и антипатиями, поэтому одно и то же качество может получать разную оценку (скупость/бережливость, настойчивость/упрямство).

.

Откуда берутся стереотипы?Они могут складываться в семье, коллективе, в ограниченных личных контактах. Сильное воздействие на распространение стереотипов оказывают СМИ. Ср. расхожую фразу: “В газетах врать не будут”. На формирование стереотипов оказывают влияние статус и авторитет источника информации (профессор Н. сказал, что рак бывает от маргарина). Использование стереотипов снимает ответственность за принятое решение.

Обобщим функции стереотипов:

1. передачаотносительнодостовернойинформации;

2. ориентирующаяфункция;

3. влияние на создание реальности (разграничение своих и чужих).

Стереотипы и полезны, и вредны для коммуникации. Полезны – если они не содержат оценки. Вредны, поскольку за стереотипами о группе не видно отдельных людей. Стереотипы повторяют и усиливают ошибочные убеждения, пока люди не начинают принимать их за истинные. Стереотипы основаны на полуправде и искажениях. (Ср. речь Аттикуса Финча на суде в защиту Тома из книги Х. Ли «Убить пересмешника»: не все негры ленивы и невежественны, не все пристают к белым женщинам и пр.).

Стереотип может перейти в предрассудок – предвзятое негативное отношение.

Наши рекомендации