Система внутриорганизационного контроля, ее элементы. Виды внутриорганизационного контроля
Основными элементами системы контроля являются:
1. Объект контроля (ресурсы, процессы, управленческие решения)
2. Субъект контроля - руководитель, менеджер, любой другой работник, наделенный полномочиями по осуществлению контрольных воздействий.
3. Предмет контроля – характеристики объекта контроля (конкретные результаты, качества, действия, затраты)
4. Стандарты контроля – конкретные результаты, состояния, действия, степень достижения которых поддается измерению или фиксации.
5. Процедура контроля – последовательность действий при проведении контроля
6. Методы контроля – способы проведения контроля
7. Средства контроля – все то с помощью чего осуществляется контроль (документация, архивы, измерительные приборы, современные охранные системы, системы видеонаблюдения)
Виды контроля:
1. По уровням управления организации:
Стратегический контроль – осуществляется высшим уровнем менеджмента, является самым сложным и преследует цель оценить и урегулировать деятельность торговой организации
Тактический контроль – нацелен на анализ выполнения тактических планов организации
Оперативный контроль – осуществляется ежедневно и включает в себя контроль выполнения работ и процессов на ТП
2. По периодичности контроля:
Предварительный
Текущий
Заключительный
Предварительный – осуществляется до начала выполнения работ. Его целью является определение и закрепление основных направлений и правил поведения организации, а также отдельных её элементов в процессе выполнения работ.
Разработка бюджета мероприятия
Установление нормы выработки
Нормы товарных запасов
Стандартов качества
Разработка должностной инструкции
Установление сроков и времени контрольных мероприятий
Подбор персонала
Текущий контроль – осуществляется в процессе работы. Нацелен на своевременное выявление и реагирование администрацией управления на возникшие проблемы.
Директивная информация – регламентирует деятельность организации деятельность организации, ее подразделений, распоряжений руководства.
Заключительный контроль – осуществляется после проведения работ с целью аккумулирования и анализа информации о достигнутых результатах. Дает руководству информацию о качестве, ошибках и просчетах. Также информацию для дальнейшего развития организации, и играет важную мотивирующую роль.
3. По функциональным подсистемам:
Контроль персонала
Контроль маркетинговой деятельности
Финансовый контроль
Контроль товародвижения
Контроль производства (если общественное питание)
41. Бюрократический и децентрализованный контроль.
Бюрократический контрольпредставляет собой систему прямого иерархического контроля, встроенного в систему иерархии власти. Он предусматривает сосредоточение полномочий по контролю на вышестоящих уровнях управления. Основными признаками бюрократического контроля являются:1. Властная иерархия.. Менеджер несет прямую ответственность за результаты контроля в пределах, предоставленных ему властью.2. Мониторинг и оценка результатов функционирования подсистем организации, взаимосвязанные с действующими системами контроля.3. Наличие широкой нормативной базы – положений, инструкций, правил, процедур, обеспечивающей жесткую регламентацию деятельности персонала.4. Включение в организационную структуру предприятия специализированных функциональных подразделений или должностей уполномоченных на реализацию части функций контроля, дополняющих функции властной иерархии.5. Разработка и внедрение формализованных процедур специализированного отбора и обучения персонала, отвечающего требованиям должностей к его квалификации.6. Адаптация параметров контроля к требованиям и уровню организационных и информационных технологий.
Децентрализованный контроль -передача части контрольных функций на нижестоящие уровни управления, вовлечение работников в процесс контроля. основывается на принципах группового взаимодействия, солидарности, преданности интересам коллектива.
Основными элементами децентрализованного контроля являются:1. Сильная организационная культура. 2. Демократизация управления. 3. Групповая ответственность.4. Мотивация персонала ориентирована на организационные ценности.5. Самодисциплина и самоконтроль. 6. Неспециализированный наем работников и воспитание их в духе организационных ценностей.