Краткая характеристика теста

Методика предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

КОТ относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших индивидуальных функций для проникновения в “критические точки интеллекта” (Анастази А. Психологическое тестирование, т.1, с.205). Многие интеллектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто применяются для тестирования способности к обучению. Такие тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе.

Интегральный показатель теста (ПТ) связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые “выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности” (Зейгарник Б.В. Патопсихология, с.224).

Обучаемость – это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. В настоящее время остро стоит проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

КОТ предназначен для определения интегрального показателя “общие способности” и предусматривает диагностику следующих “критических точек” (А.Анастази) интеллекта:

Способность обобщения и анализа материала. При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

Гибкость мышления. Если обследуемый неправильно выполняет задания этого типа (напр., 11), можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер.

Инертность мышления, переключаемость. Расположение заданий предусматривает способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания 24, 27, 31 и др.). Такие обследуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.

Часть заданий теста рассчитана на определение так называемых канцелярских способностей (задания 8, 13).

Употребление языка, грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии, ориентировка. Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые обследуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двумерном пространстве.

Таким образом, показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-й класс общеобразовательной школы (12-13 лет).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ) – число правильно решенных задач. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку обследуемых на две части и оценка результатов идет по принципу «попал – не попал». Если ПТ обследуемого равен или выше медианы для данной группы специалистов, то обследуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей. Либо, в зависимости от ПТ, обследуемый может быть распределен в ту или иную учебную группу.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:

* очень высок (свыше 42 баллов). Для него характерен высокий темп умственной деятельности, работоспособность, высокий уровень интеллекта и, возможно, образования, гармоничное развитие основных интеллектуальных функций. Испытуемому свойственно умение оптимально организовывать работу, сосредоточиться на выполняемом задании, высокая мотивация при выполнении заданий, изобретательность. Разностороннее развитие обуславливает высокую познавательную активность и большие возможности при усвоении новых знаний и овладении сложными формами деятельности.

* высок (34-41 балл). Для него характерны динамичность мыслительной деятельности, инициативность, ум, смекалка, активность в освоении новых знаний. Уровень обучаемости высок. У испытуемого быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

* в пределах нормы (16-33 баллов). Темп умственных процессов, продуктивность интеллектуальной деятельности, рассудительность, сообразительность в пределах средней по популяции нормы. Уровень обучаемости средний.

* снижен (8-15 баллов). Испытуемый характеризуется сниженным темпом интеллектуальной деятельности, нерассудительностью, пассивностью в освоении новых знаний, низким или односторонним развитием интеллектуальных функций. Уровень обучаемости посредственный. Низкие результаты могут объясняться недобросовестным отношением к тестированию, низкой мотивацией при выполнении заданий.

* низок (до 7 баллов). По-видимому, испытуемый характеризуется инертностью мыслительной деятельности, низкой работоспособностью, низким образовательным уровнем, невнимательностью, познавательной пассивностью, низким интеллектом. Уровень обучаемости снижен. Низкие результаты могут объясняться недобросовестным отношением к тестированию, низкой мотивацией при выполнении заданий.

Правильные ответы к КОТ

1. 3 2. 3 3. 2/4 4. 1 5. 3 6. 2 7. 4 8. 1 9. 5 10.40 11.3 12.270 13.4 14.3 15.5 16.4 17.3 18.4 19.3 20.2 21.3,5 22.31 23.2 24.1 25.1500 26.1 27.1 28.1 29.5 30.3 31.1600 32.3 33.18 34.3 35.1 36.1 37.480 38.1 39.20 40.1/8 41.3 42.14 43.1 44.800 45.1/10 46.280 47.4,5 48.1 49.1,4 50.17

МЕДИАННЫЕ НОРМЫ ТЕСТА КОТ

  Медианная норма Стандартное отклонение Количество испытуемых в выборке
Начальники отделов, лабораторий 6,9
Управленцы (аппарат министерств и ведомств)     5,2  
Студенты университета -мужчины - женщины 8,3 8,1 8,8
Студенты, специализирующиеся по электронному оборудованию и программированию         4,3    
Инженеры электросвязи 4,6
Школьники (6 класс) - мальчики - девочки 6,8 9,1 4,4

Перед основной серией заданий предлагается тренировочная серия:

БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – тяжелый;

2 – упругий;

3 – скорый;

4 – легкий;

5 – медленный.

Бензин стоит 44 копейки за литр.

сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

Какие из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1 – Первый блин комом.

2 – Лиха беда начало.

3 – Не красна изба углами, красна пирогами.

4 – Не все коту масленица.

5 – Старый друг лучше новых двух.

Наши рекомендации