И ситуации: практикум
Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но и экономисты, и политики, и юристы, и инженеры, и многие другие специалисты, заканчивающие высшие учебные заведения. Задача данной главы – помочь вам, будущим инженерам, активнее замечать, каким образом психическая реальность – реальность субъективная, неявная, постигаемая процессуально – проявляется у разных людей. Это позволит вам накопить определенный опыт представлений, проблемных вопросов, что, несомненно, будет способствовать сознательному усвоению общих теоретических идей и понятий.
1. Задачи* на выбор способа поведения в ситуации.[1]
1.1 Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.
· Как вы будете действовать и что предложите товарищу?
1.2 Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
· Что вы испытываете?
· Как вы поступите в такой ситуации?
2. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения.
2.1 Артем сильно отставал по «сопромату». За столом впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одногруппниц она казалась тихой и скромной. К концу семестра, перед сессией, Артем запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать «сопромат» хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Артему по-настоящему нравится. На экзаменационном тестировании он воспользовался помощью Тани, которая полностью решила его задания. Артем набрал максимальное число баллов.
· Может ли существовать добро без зла?
· Почему так важна мотивировка поступка?
· Как вы думаете, если бы об этом узнал преподаватель, что бы он сделал?
2.2 К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это вре мя вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но, прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.
· Как вы поступите?
· Что ответите маме и как обойдетесь с другом?
3. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды».
3.1 Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно.
· Как вы поступите?
3.2 В вашей группе есть очень несимпатичный парень, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о своих состоятельных родителях, о «крутых» автомобилях и гаджетах. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имяВасилия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.
· Как вы поступите, что скажете или каким-либо иным способом отреагируете/не отреагируете?
· Трудно ли вам решится на эти шаги?
3.3 У вас по соседству живет девочка-подросток. Вы понимаете, что Катя страдает от того, что ее рост в 15 лет составляет 187 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске для нее – страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать: пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?» - когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри, какая у тебя фигура симпатичная!». А тут еще Пашка нравится, а он на голову ниже ее. Стоя перед вами и разговаривая, Катя горевала:
- Ах, эти ужасные руки; они ниже колен! Ну, разве у нормального человека бывают такие руки? И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?
· Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?
· Как бы могли помочь Кате в решении ее проблем?
· Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?
4.Задачи на ситуациюугрызения совести от поступка.
4.1 - Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться,— попросила мама.
- Пока, мамочка, приду в шесть. – И дочь выскочила на улицу.
Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в институте. На остановке вошла и встала как раз рядом снами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.
- Девушки, — говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.
- Вот еще!—резко ответили мы.
- Да, молодежь пошла...
- Ну, завели...
Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.
- Пожалуйста, милости просим. — Дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»
· Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?
· Что может подумать соседка о семье Тани?
· Что значит быть воспитанным человеком?
· Предложите свой сценарий развития данной ситуации. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
5. Задачи на ситуации пренебрежения и неуважения других.
5.1 Саша перевелся к вам в группу из другого вуза. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.
Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще стал находиться в одиночестве. На это обстоятельство преподаватели почти не обратили внимания. Но вот однажды на физике после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил преподавателя, время подготовки к сессии — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, не желая смягчить отказ, он продолжил:
- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, преподаватель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону группы, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...
· Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?
· Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и преподавателем просматривается в данной ситуации?
· Что можно сказать о самооценке Саши?
5.2 В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости, наконец, заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.
Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
· Дайте оценку поведению юноши.
· Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?
· Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?
· Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?
6. Задачи на ситуацию выбора наиболее приемлемого варианта действий.
6.1 Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?
6.2 Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы поступите?
· Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.
· Откажетесь сразу от затеи похода в театр.
· Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.
6.3 Вы поступили на работу с окладом 15 тысяч рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 10 тысяч рублей. Ваши действия.
7.Задача на ситуацию доверия—лжи.
7.1 Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.
Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
· В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?
· Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?
· Как бы вы распорядились такой информацией?
8.Задача наразвитие самостоятельности и ответственности за свои поступки.
8.1 - Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.
Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.
- Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.
· Каким образом вы интерпретируйте данную ситуацию?
· Обоснуйте позицию отца.
· Какова роль примера родителей в формировании ответственности за свои поступки у ребенка?
9.Задача на развитие самовыражения.
9.1 Настя – девушка спокойная, скромная и тихая. О таких говорят – мухи не обидит. Максим и Олег – ее однокурсники – весельчаки, балагуры, острословы, ребята неспокойные, шумные и задиристые. Как-то в перерыве в буфете парни стали шутить, подтрунивать над Настей. Сначала шутки были безобидные, но со временем становились все ехиднее, грубее, циничнее. От такого «внимания» Настя смутилась – по лицу было видно, как она переживает. От этого парни становились еще наглее, азартнее.
И тут вмешалась одна из девушек из Настиной группы, знавшая и искренне уважавшая ее:
– Вы чего это набросились на девушку?! Если она молчит, так вы себе можете позволять бестактность? Где ваша интеллигентность, будущие инженеры?
–А мы так самовыражаемся, — заявил Олег.
· О чем говорит вам данная ситуация?
· Как соотносятся в человеке образованность и воспитанность?
· Как вы понимаете интеллигентность человека? Зависит ли она от уровня образования?
10. Задачи на развитие трудовой мотивации.
10.1 Постройте схему/таблицу вознаграждений на конкретном предприятии (по выбору) по алгоритму:
· широко распространенные вознаграждения (премии, устная благодарность…);
· хорошо видимые (табличка с именем, место для парковки…);
· поддержка руководителем своих сотрудников (вознаграждения в интересах семьи сотрудника, «обед с президентом»…);
· нетипичные вознаграждения (дополнительное время отдыха, более раннее начало отпуска, подписка на дорогостоящую периодику,…).
10.2 Постройте схему/таблицу, в которой отразите основные факторы, повышающие и понижающие мотивацию персонала.
10.3 Постройте комплексную систему мотивации труда на предприятии (КСМТ). Предприятие - по выбору.
10.4 Представьте SWOT-анализ системы мотивации персонала предприятия, на котором вы проходили практику (или иное по вашему выбору). Дополните предлагаемый образец своими аргументами.
Сильные стороны · Большой пакет компенсационных выплат; · … | Возможности · Возможность мотивирования персонала; · … |
Слабые стороны · Износ оборудования; · … | Угрозы · Угроза сокращения; · … |
10.5 Предложите аргументы «за» и «против» к дискуссии на тему «Высокая зарплата мотивирует?».
Сопоставьте и согласуйте позиции студентов группы по предлагаемой теме и сформулируйте представление о многообразии аспектов видения мотивации и стимулирования персонала современной организации.
11. Задачи на профессиональное самосовершенствование.
11.1 Представьте в виде схемы/таблицы содержание и способы оценки эффективности обучения персонала по алгоритму:
· степень удовлетворенности (полезность); методы –анкетирования / интервьюирования, …. ;
· степень усвоения материала (изменение знаний, ….); методы – контрольные упражнения, задания, … ;
· динамика изменений трудового поведения (применение на практике, …); методы – наблюдение тренера, … ;
· динамика результатов деятельности (изменение индивидуальной результативности,…); методы – оценка индивидуальных результатов, …. .
11.2 Представьте свой план по профессиональному самосовершенствованию, руководствуясь изложенными далее рекомендациями.
· Обозначьте то, что хотели бы достичь.
· Оцените свои возможности.
· Соберите информацию и спрогнозируйте реакцию окружающих.
· Определите пути самосовершенствования.
· Установите сотрудничество с руководством.
· Поставьте цели по критериям SMART.
· Разработайте личный план действий и следуйте ему.
· Умения доведите (сознательную компетентность) до привычки (бессознательной компетентности).
· Информируйте об успехах.
11.3. Проанализируйте стадии формирования профессиональной компетентности на предприятии, соответствующей направлению вашей подготовки. Алгоритм представлен далее.
Бессознательная некомпетентность · ……… · ……… | Сознательная некомпетентность · ……….. · ……….. |
Сознательная компетентность · ……… · …….. | Бессознательная компетентность · ………… · ………… |
11.4 Анализ конкретных ситуаций на тему «Обучение и развитие персонала».
Сопоставьте и согласуйте позиции студентов по теме обучения и развития персонала как важнейшей функции руководителя. представьте и обоснуйте свое мнение.
12. Задание на профессионально-личностную рефлексию.
Несомненно, профессии могут описываться для разных целей: для построения системы профессионального образования, для решения вопросов о возможностях передачи некоторых функций человека техническим средствам, для рекламы профессии. В данном случае речь идет об описании психологических качеств личности инженера в интересах вашего личного и профессионального роста, эффективной ориентации в жизненной ситуациях.
Инструкция. Составьте и обсудите психологическую характеристику типичного успешного представителя вашей профессии, специальности. Постарайтесь при этом находиться как бы в роли эксперта, ранжируя личные психологические качества, выделив необходимые, желательные и нейтральные.
Описание профессии
1. Предмет труда представителя этой профессии:
· конечный продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что);
· особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;
· особенности познавательной деятельности и перечень гностических (исследовательских) действий.
2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений и навыков (концептуальных, навыков межличностного общения, административных) успешных представителей этой профессии.
3. Особенности и качества исполнительно-двигательных процессов, проявлений (движения, их точность, поведение, выразительные движения, внешний облик).
4. Особенности и качества когнитивных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление — их виды и свойства).
5. Особенности содержания и динамики эмоционально-волевых процессов, эмоциональных особенностей индивидуальности.
6. Особенности отношений личности (к окружающим людям, к деятельности, к вещам, к самому себе).
7. Особенности направленности личности, системы мотивов (ценностные ориентации как профессиональные, так и общечеловеческие).
8. Особенности и конкретные проявления креативности в поведении, манере одеваться, когнитивных процессах, в межличностном общении.
9. Особенности эмоционально-волевой саморегуляции.
10. Противопоказания (физиологические, социально-психологические, интеллектуальные) к выбору данной профессии.
Возможно, что вашего личного опыта недостаточно для выполнения данного задания. Предложите гипотетическую модель такой характеристики на основе анализа научной литературы по данной проблеме. В любом случае такой мысленный продукт будет полезен как один из психических регуляторов вашего профессионального жизненного пути, как своего рода «мысленный маяк», продуктивный профессиональный образ-Я. Особенно важно помнить, что профессия не только «требует» определенных личных качеств, но и развивает их.