В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности
Восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркость, рядоположенностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. Идя по улице, вы слышите шум машин, разговоры людей, видите яркие витрины, воспринимаете различные запахи и многое другое. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятие будет, например, рассматривание схемы нового узла электронно-вычислительной машины, слушание лекции. (Общая психология/под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова – Москва: Просвещение, 1981. – С.207 – 214).
Зависимость восприятия от образа деятельности, особенностей жизни, направленности личности и т.д. называется апперцепцией.
Внимание
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, 4) функция регуляции и контроля деятельности.
Основные свойства внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным. Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин - особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие.
– Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание.
– Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный и т.д.
– Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действие раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу “прыгающей”.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами (Психология и педагогика/ Г.В. Завада, И.Ф. Бурганова, А.Г. Фролов: Учебное пособие - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009 ).
4. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Физиологические основы. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, то есть в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения.
Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, то есть изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении.
Существует нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под действием биотоков происходят измерения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующие прохождение биотоков по этим путям.
Другая теория — молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых “записывается” поступающая в мозг информация.
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.
Запоминание — психическая деятельности, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.
Сохранение - это удерживание заученного в памяти, то есть сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.
Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, то есть процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Г. Эббингауз (1885) показал, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.