Пониманием их как культуры

 
 

Тесная связь культуры с поведением подкрепляется таким фактом: изменение поведения обязательно означают изменения в культуре. Так, если ваше поведение меняется в течение вашей жизни, эти перемены могут быть связаны с изменением культуры внутри вас и людей вашего поколения. Различия в поведении между старшими и младшими поколениями – это сигналы изменения культуры.

Культура существует на своем собственном уровне, то есть находится над ее биологическими и психологическими основаниями. Поэтому культура характеризуется как надорганическое явление. В пользу такого утверждения приводятся следующие аргументы:

1. Отдельные индивиды приходят и уходят, а культуры остаются более или менее стабильными. Культура не зависит от отдельных людей, а имеет собственную жизнь на групповом уровне.

2. Не существует отдельного индивида, который усвоил бы всю культуру группы.

Культура – это целостный феномен, вызванный к жизни коллективным образом существования, и поэтому не зависит от биологических и психологических способностей отдельного человека. Культурные феномены относятся к коллективным, находящимся вне индивидуального человека.

Некоторые феномены культуры открыты и доступны для наблюдения, например, обычаи и модели поведения. Такие феномены получили название «внешняя» культура. Другие феномены, скрывающиеся за поведением, принадлежат к «внутренней» культуре. Они не могут наблюдаться извне и часто не осознаются самими носителями культуры. К ним относятся грамматика, контролирующая речь; правила общения, регулирующие поведение; особенности социальной структуры общества, мифы, ритуалы и так далее. Знание таких особенностей культуры позволяют понять значение или смысл культурно-окрашенного поведения.

10.4.Измерение вариативности культур

Культура

       
   
 
 

Объективные Субъективные

элементы элементы

Типы анализа

 
 

Социальный или

индивидуальный

Культурные показатели

Для понимания особенностей поведения представителей разных культур необходимо знать, в чем отличие одной культуры от другой.

Чтобы выявить такие отличия, из всего многообразия аспектов культуры было выделено два компонента: объективный и субъективный элементы.

Объективные элементы культуры – это ее физические или материальные проявления, то есть предметы, которые мы можем увидеть и потрогать, такие как одежда, посуда, пища, архитектура. Субъективные элементы культуры - все те аспекты, которые мы не можем увидеть или потрогать, но которые существуют, например, социальные нормы, обычаи, установки и ценности. Именно субъективными аспектами культуры интересуется большинство ученых, и именно они наиболее созвучны определению культуры, которое мы привели.

Многочисленные исследования, проводимые по всему миру, позволили выявить несколько культурных показателей или измерений, которыми одна группа культур отличается от другой. Названия этих показателей представлены на рис.10.4.

1. Избегание неопределенности (термин предложен G.Hofstede). Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности характеризуются следующим: они имеют низкий уровень толерантности к неопределенности, что выражается в высоком уровне тревожности, агрессивности. Представителям этих культур свойственна высокая потребность в формальных правилах и нормах поведения. В таких культурах присутствует выраженная тенденция к внутригрупповому согласию, сопротивление любым изменениям, нетерпимость к двусмысленности. В то же время индивиды этих культур характеризуются ярким проявлением эмоций и низкой терпимостью к лицам и группам с отличающимися идеями. Высокий уровень избегания неопределенности характерен для ряда стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

Культуры с низким уровнем избегания неопределенности имеют низкий уровень стрессов, принимают разногласия в своей среде и характеризуются большей склонностью к риску. К таким культурам относятся Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка и ряд других. (В России и Украине такие исследования не проводились).

2. Дистанция власти (G.Hofstede). Дистанция власти определяется как степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества.

Представители культур с большой дистанцией власти считают, что власть – это наиболее важная часть общественной жизни, поэтому облеченные властью рассматривают своих подчиненных как сильно отличающихся от них. В таких культурах акцент делается на принудительную власть, в то время как в культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что только легитимная власть подлинна, и компетентная власть предпочитается власти силы.

В социальных организациях культур с высокой дистанцией власти господствует более жесткий стиль управления, подчиненным свойственен больший страх перед выражением несогласия с начальством, в сравнении с культурами с низкой дистанцией власти. В понимании членов культур с низкой дистанцией власти «путь к благоденствию» включает знания, любовь и счастье, а в культурах с высокой дистанцией власти – родовитость, наследство, скупость, хитрость.

Культуры с низкой дистанцией власти – это культуры таких стран, как Австрия, Дания, Израиль, Швеция, Германия, США и др. Высокая дистанция власти характерна для большинства африканских, латиноамериканских, арабских культур и таких стран, как Турция, Индия, Югославия, Бельгия, Франция и др. (В России и Украине такие исследования не проводились).

3. Маскулинность или феминность (G.Hofstede). Высокая степень маскулинности (выраженности «мужского начала») означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. Культуры, в которых в качестве главных ценностей выступает сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными (основанными на «женском начале»)

В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В данных культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение, в сторону более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности работой.

В культурах феминного типа половые роли обычно не столь строго фиксированы, и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу.

Культурами маскулинного типа считаются культуры таких стран, как Австралия, Германия, Великобритания, Япония, США, Канада и др.

Культурами феминного типа являются культуры таких стран, как Дания, Чили, Норвегия, Швеция и др. (В России и Украине такие исследования не проводились).

4. Простота или сложность (понятие введено H.Triandis). В результате исследований выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени.

Представления о времени различны в разных типах культур: на Западе время понимается как линейный вектор от прошлого через настоящее к будущему. Во многих культурах Востока время рассматривается как непрерывность повторяющихся циклов в природе и человеческой жизни. В западных культурах принято делать одно дело в единицу времени и разговоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например, Саудовская Аравия) вполне приемлемо вести разговор одновременно с несколькими людьми.

Культуры отличаются также специфичностью или диффузностью социальных ролей. Чем более сложной является культура, тем более специфичны в ней роли, а в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты. Например, в сложных культурах от продавца на основании его социальной роли ожидается вполне определенная модель поведения вне его религиозной или национальной принадлежности. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность – главный определяющий фактор его социального поведения.

5. Индивидуализм или коллективизм (H.Triandis и др.). Это одно из основных измерений вариативности культур, которое выделяется и описывается многими психологами. (Более подробно особенности данного измерения мы рассмотрим в главе 11).

Индивидуалистической называют культуру, в которой индивидуальные цели ее членов не менее (часто более) важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые интересы преобладают над индивидуальными.

В каждой культуре люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения, однако относительно больший крен в сторону индивидуализма характерен для Запада, а в сторону коллективизма – для Востока и Юга. Исследования, проводимые в Украине и России, показывают, что культура Украины относится к индивидуалистическим культурам, а культура России – к коллективистским, хотя по последним данным в русской культуре наблюдается сдвиг в сторону индивидуализма.

6. Высокая и низкая контекстность (понятие введено E.T.Hall). Данное измерение – единственный культурный параметр, изначально разработанный на основании коммуникативных процессов.

Представители культур высокого контекста меньше полагаются на эксплицитный (поясняющий), разговорный язык при передаче мыслей и сообщений. Для них большую значимость имеет та информация, которая передается с помощью физической обстановки общения, статусными отношениями между участниками интеракции, предыдущим ходом беседы, будущими целями участников взаимодействия и т. д. Другими словами, информации, кодируемой и передаваемой с помощью вербальных знаков, очень немного, и навыки выражать свои мысли с помощью слов мало ценятся.

Члены культур низкого контекста гораздо больше полагаются на эксплицитный, разговорный язык при передаче мыслей и сообщений. По этой причине они, как правило, поощряют и развивают способность точно выражать свою позицию вербальным способом.

Различия между этими вариантами культур проявляются и в характере деловых соглашений. В культурах низкого контекста соглашения закрепляются на бумаге, в то время как в культурах высокого контекста типичным способом предпринимательской деятельности будет широкое устное соглашение между сторонами.

Считается, что американская, немецкая, скандинавская культуры относятся к низко контекстным, а японская, корейская, китайская – к высоко контекстным.

Используя знания о различиях культур в практической деятельности, необходимо помнить, что со временем общества и культура, а также их отдельные элементы претерпевают значительные изменения. Так, считается, что индивидуализм распространяется по миру пропорционально росту благосостояния. Происходят изменения в обычаях разных народов, изменяются ценности, верования. Знание множественности культурных различий способствует формированию толерантности к ним, радости и наслаждению их богатым разнообразием.

Вопросы для обсуждения

1. Основные подходы к определению культуры.

2. Культура как научаемое поведение.

3. Абстрактность понятия «культура».

4. Циклический характер культуры.

5. Надорганичность культуры.

6. Измерения вариативности культур.

7. Избегание неопределенности как показатель культурной вариативности.

8. Характеристики культур «маскулинного» и «феминного» типов.

9. Дистанция власти как один из показателей культурной вариативности.

10. Общая характеристика индивидуалистических и коллективистских культур.

11. Характеристика культур с высокой или низкой контекстностью.

Тематика творческих работ

1. «Круглый стол» на тему: «Разнообразие культур – богатство жизни».

2. «Круглый стол» на тему: «Культура как психологический феномен.

3. Интервью по проблеме сходства и различия культур студентов-иностранцев, обучающихся в высших учебных заведениях Украины.

4. Интерактивная презентация проблемы «Вариативность культур».

ГЛАВА 11

Наши рекомендации