Концептуальные элементы антикризисного управления персоналом

В кризисных условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.

К сожалению, далеко не все руководители отдают себе отчет в том, что экономические цели могут достигаться не только путем наращивания капиталовложений непосредственно в производство, но и за счет вложений в социальную инфраструктуру, создания в трудовом коллективе благоприятной духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному труду. Как свидетельствуют результаты одного из социологических обследованийагентства MA FDFgroup, проведенного в 2008году, 65% экспертов сочли, что руководителям недостает уменияиспользовать в своей деятельности современные подходы к управлению персоналом. В результате существенные возможности улучшения деятельности остаются невостребованными.

Под кризисной организацией понимается производственная система, находящаяся в предбанкротном состоянии и требующая внедрения комплексамер и инструментариев, направленных на решение совокупности проблем по выводу данной производственной системы из кризиса.

В развитии любой фирмы существует вероятность наступления кризиса, которая определяется не только ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблемам развития или поражением в конкурентной борьбе, но и объективными факторами колебания рыночной конъюнктуры, потребностей в периодической модернизации технологии, смене персонала, или внешними экономическими условиями, нередко и политической обстановкой.

В подобной ситуации управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов:

1. Продажа предприятия — полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности;

2. Введение внешнего управления — приглашение нового менеджера (его могут предложить кредиторы, сотрудники предприятия, арбитражный суд);

3. Поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств — перестройка производства без смены руководителя.

И во втором и в третьем случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти пути реорганизации компании, разработать антикризисную стратегию (маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную), найти новых партнеров и инвесторов.

Антикризисная стратегия – система управленческих решений и действий, направленных на реализацию задач кризисной организации и выполнение ее миссии.

Данная система не ограничивается сферой финансов, маркетинга, технологией и экономикой производства. Для преодоления возникшего кризиса особенно важным является управлениеперсоналом. Управление персоналом – в этом случае правомерно рассматривать как совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.

Антикризисное управление предъявляет определённые, отличные от регулярного управления, требования к управлению персоналом. Такая определённость обусловлена принципом соответствия стратегии развития организации (деловой стратегии) и стратегического кадрового менеджмента. Как правило, деловая стратегия вывода предприятия из кризиса предполагает сосредоточение усилий на быстром увеличении продаж выпускаемой продукции, оперативном поиске возможностей оказания дополнительных услуг, исследовании рынка и перспективной разработке нового продукта, выведении непрофильных активов, оптимизации запасов, сокращения расходов (в том числе, и на персонал).

Главная задача, которую решает субъект управления персоналом в этих условиях - это поддержка антикризисных мер путём эффективной организации взаимодействия всех категорий работников фирмы, компании, предприятия. При этом на стратегическом уровне кадрового менеджмента должны быть четко определены ответы на три важнейших вопроса:

Где в данный момент находится организация и ее персонал?

В каком направлении должен быть задействован персонал в соответствии со стратегией организации?

Как должен развиваться персонал, чтобы выполнять задачи организации в будущем? [Е. В. Вашурина]

Следует учесть, что управление персоналом, будучи элементом общей стратегии предприятия, выполняет и такую важную функцию, как установления связи между стратегиями, индивидуальными целями и критериями эффективности труда работников на всех уровнях иерархии производства. В соответствии с этим на этапе выработки антикризисной стратегии необходимо определить концептуальные проблемы управления персоналом и пути их решения.

Наши рекомендации