Чтение с полным пониманием прочитанного

Цель – полностью понять содержание текста, выделить главную информацию, передать содержание, оценить его, сравнить с уже известным ранее.

Алгоритм

1. Перед чтением спрогнозируйте по заголовку содержание текста.

2. Читайте текст с полным пониманием, т. е. старайтесь как можно точнее понять содержание и смысл читаемого. При этом догадаться о значении слов вам помогут:

– понятое содержание – может подсказать значение незнакомого слова;

– сходство слов со словами родного языка;

– значение однокоренных слов;

– разложение сложных существительных на составные компоненты;

– использование словаря.

3. Проверьте, насколько хорошо вы поняли содержание и смысл текста. Для этого необходимо:

– ответить на вопросы к тексту, позволяющие выделить детали;

– самостоятельно поставить вопросы к тексту;

– составить развернутый план прочитанного.

4. Для подготовки пересказа текста необходимо:

– найти в тексте и выписать основные ключевые слова и выражения;

– составить последовательность фактов и событий;

– изложить содержание текста с опорой на ключевые слова и выражения.

5. Для характеристики какого-либо объекта текста необходимо:

– определить объект характеристики;

– выписать слова и выражения, относящиеся к определяемому объекту;

– описать объект;

– высказать свое мнение о нем.

6. Для подготовки высказывания по проблеме текста следует:

– определить исходный тезис;

– определить основной материал для аргументирования;

– выписать ключевые слова и словосочетания;

– аргументировать тезис;

– привести примеры.

7. Для обсуждения проблемы текста следует:

– выделить предмет обсуждения;

– выделить информацию о предмете;

– выписать ключевые слова и словосочетания;

– выразить свое отношение к предмету;

– аргументировать свою точку зрения.

8. Для реферирования текста необходимо:

– зафиксировать основные опорные пункты;

– распределить информацию по степени важности.

9. Для аннотирования текста следует:

– зафиксировать тему и главную мысль;

– выразить свое отношение.

Чтение с пониманием основного содержания

Цель – получить общую информацию о содержании текста, выделить главную мысль, высказать свое отношение к прочитанному.

Алгоритм

1. Перед чтением спрогнозируйте по заголовку содержание текста.

2. Читайте текст с пониманием основного содержания, то есть:

– сконцентрируйтесь на основных фактах текста, опуская второстепенную информацию;

– старайтесь охватить взглядом все предложение или его часть;

– старайтесь догадаться о значении незнакомых слов или обратитесь к словарю;

– во время чтения подчеркивайте или выписывайте словосочетания и предложения, несущие основную информацию.

3. Проверьте, поняли ли вы основные факты текста, определите его основную мысль. Для этого необходимо:

– выбрать заголовок из предлагаемых вариантов или сформулировать самому;

– разделить текст на смысловые отрезки;

– ответить на вопросы, выделяющие основную информацию.

4. Для подготовки высказывания следует:

– сформулировать главную мысль текста;

– сказать, что вы узнали нового;

– кратко изложить основные идеи текста;

– высказаться по проблеме текста.

Рекомендации для написания рефератов, аннотаций

Реферат, составленный по одному источнику, называется монографическим. Структура реферата строго установлена. Он состоит из двух частей: заголовочной и собственно реферативной. В заголовочной части отражается название первоисточника, фамилия автора и библиографические данные (место издания, издательство, год издания).

Текст собственно реферативной части строится на основе выделенных при чтении ключевых слов и ключевых фрагментов, большинство из которых могут быть терминами в данной специальной области.

Реферат, составленный по нескольким работам на одну тему, называется обзорным.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

The Paper is called = The title of the Paper is…–Название реферата…

The theme of the Paper is… – Тема реферата…

It is spoken about… –Говорится о…

It is said in brief that… – Кратко говорится о…

Reader’s attention is drawn to…– Внимание читателей привлекает…

The text gives an information about… – Текст дает информацию о…

The following facts are stressed in the article…–В статье подчеркиваются следующие факты…

The content of the text includes…– Содержание текста охватывает…

The text is devoted to the problem…– Текст посвящен проблеме…

The articles are taken from… – Статьи взяты из…

In the article it is analyzed… – В статье анализируется…

The author characterises… – Автор характеризует…

Thе author emphasizes … –Автор подчеркивает, что…

The author suggests… – Автор предлагает…

The author considers that… – Автор считает, что…

The main (sufficient) part of the research work contains… – Главная часть исследования содержит…

The text contains statistics about…– Текст содержит статистику о…

In the introductory part the author touches upon…– Во вступительной части автор касается…

At first it is depicted that… – Во-первых, изображается…

Secondly it is revealed that… – Во-вторых, обнаруживается, что…

First of all it is stressed that… – Вначале ударение делается на…

The author underlines that… – Автор подчеркивает,что…

In concluding paragraphs it is pointed out…– В заключительных параграфах указывается на…

Summing up the information… – Подводя итог…

Наши рекомендации