Изучить образцы и (или) фотографии существующих изделий
В данном случае образец изучался визуально в течение получаса. Можно увеличить время изучения и дополнительно использовать сведения о технических характеристиках и внешнем виде изделия, например, путем непосредственной его эксплуатации проектировщиком. 2 Определить очевидные несоответствияи противоречия в компоновке и назначении деталей конструкции.А. Поиск визуальных несоответствий. Речь идет о таких особенностях конст-
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
Рис. 9.3
рукций, которые не могут быть обнаружены без небольшого, но все же ощутимого сдвига внимания, т. е. об элементах, вызывающих легкое удивление у наблюдателя. Восприимчивость к визуальным несоответствиям быстро повышается с приобретением практического навыка и часто значительно более выражена у лиц, имеющих отношение к изобразительному искусству.
В мотоцикле обнаружены следующие визуальные противоречия:
Кривизна крыльев не повторяет форму колес.
Вертикальное положение цилиндра двигателя при наклонном положении почти всех остальных деталей.
Компактное расположение всех деталей, за исключением области у головки цилиндра, где на первый взгляд пространство используется нерационально. Такое впечатление усиливает форма верхней части топливного бака и его плоской нижней поверхности.
Высокое расположение бака и сиденья и низкое расположение коробки передач. Вызывает удивление тот факт, что между ними имеется открытое пространство.
Б. Выявление функциональных противоречий, т. е. несоответствий между изделием и средой.
При изучении мотоцикла были найдены следующие функциональные противо-
речия:
Положение ног водителя в непосредственной близости от движущихся и нагревающихся частей, которые не полностью защищены: недостаток общеизвестный, но широко распространенный.
Наклон передней эллиптической вилки наводит на мысль, что можно добиться более полного согласования характеристик управления мотоциклом с требованиями его эксплуатации, качеством дорожного покрытия и удобством водителя.
Выхлопная труба значительно длиннее, чем она могла бы быть при другом положении цилиндра.
Не видно серьезных причин для вертикального расположения цилиндра. (Второстепенной причиной могло бы быть стремление обеспечить горизонтальное прохождение воздуха через охлаждающие каналы, однако представляется возможным сделать эти каналы горизонтальными и при наклонном положении цилиндра.)
Отсутствие принудительного охлаждения наводит на мысль, что эксплуатационные характеристики двигателя ниже, чем они могли бы быть при данных размерах двигателя.
Почему так элементарны средства подачи топлива и воздуха в двигатель мотоцикла? Почему не используется топливный насос или нагнетатель?
Если проследить всю конструкцию от втулки ведущего колеса через транс-
3 Определить причины этих несоответствийи доказать целесообразность изменения художественно-конструкторского
решения.
Обнаруженные несоответствия относятся главным образом к цилиндру и топливному баку. Причинами принятого расположения могут быть:
а) Опыт проектирования педальных велосипедов, в которых остается мало места для дополнительных элементов, за исключением зоны между педалями и поперечиной рамы.
о) Большой диаметр колес первых мотоциклов. Теперь при наличии хороших дорог и усовершенствованной конструкции шин и подвески это не является необходимостью.
в) Низкая стоимость мотоциклов, что в
прошлом являлось препятствием для
использования топливного насоса или
принудительного охлаждения.
г) Неудобное положение рулевой колон
ки, обусловленное большим диаметром
переднего колеса.
б) более низкого размещения сиденья и
изменения позы водителя;
в) уменьшения пространства, необходи
мого для обтекания цилиндра воздуш
ным потоком (используя принудитель
ное охлаждение);
г) наклона цилиндра вперед и размеще
ния бака позади цилиндра, т. е. создания
невысокого компактного силового бло
ка, с которым соединены колеса, под
веска рулевой колонки и сиденье;
д) обеспечение такого положения руле
вой колонки и других органов управле
ния, которое не влияет на положение
водителя, так как используется более
гибкая связь последнего с системой
управления.
Указанные соображения нельзя применять механически без серьезного изучения их практичности. Тогда может выясниться, что противоречия, обнаруженные в начале работы, либо неизбежны, либо таковы, что их можно ликвидировать, использовав технические достижения, появившиеся уже после придания мотоциклу его нынешней формы. Стабильность или нестабильность проектной ситуации - достойный предмет исследования.
Замечания
Цель состоит в том, чтобы определить противоречия и компромиссы в проектировании, неизбежные в прошлом, но которые можно ликвидировать в будущем Предполагается, что подобные противоречия в конструкции УХУД™™^ же и внешний вид изделия и что опыт в визуальном изучении спроектированных предметов позволяет быстро их об-н руж£ ь. Возможно, что оперативность,
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
с которой художники-конструкторы могут улучшить изделие, объясняется главным образом их восприимчивостью к визуальным несоответствиям и их способностью представить себе возможный отход от традиционных художественно-конструкторских решений. Уязвимое место этого подхода состоит в высоких затратах на оценку осуществимости предлагаемых изменений. Реализация предложений зависит от целого ряда причин, обусловивших первоначальное художественно-конструкторское решение, и их необходимо тщательно изучить, если предлагается коренная переработка конструкции. Очевидно, что визуальные несоответствия являются хорошей отправной точкой для изучения конструкции. В дальнейшей работе такие исследования будет легче проводить, если выработается привычка регистрировать, а не предавать забвению те рассуждения, на которых основывается каждое художественно-конструкторское решение.
Применение
Метод может применяться при разработке любого изделия, конструкция которого не менялась в течение длительного периода. Он в особенности полезен в тех случаях, когда в конструкцию уже вносились незначительные изменения в зависимости от условий эксплуатации, но когда конструкция еще не подвергалась существенной переработке.
Обучение
У любого художника-конструктора должны быть в значительной степени развиты обостренное восприятие визуальных несоответствий, умение делать выводы и способность сопоставлять альтернативные решения. Однако наилучшие результаты этот метод даст при наличии художественного образования и глубоких знаний технологических трудностей и других причин, препятствующих реализации проекта. Однажды изучив этот метод, его затем легко применять на практике.
Стоимость и время
Затраты могут быть достаточно высокими, если для проведения подобной
экспертизы изделия необходимо привлечь к работе опытного художника-конструктора. Многие конструкторы, работающие в областях, отличных от художественного конструирования, могут почувствовать себя достаточно компетентными для использования этого метода даже без особой тренировки в области визуальной оценки.
Библиография
Литературы, освещающей описанный метод, нет. Автор разработал его путем обобщения собственного опыта художественного конструирования. Однако метод этот бессознательно используется многими художниками-конструкторами, в особенности теми, кто больше внимания уделяет функции изделия, чем его внешнему виду.
9.4 Интервьюирование потребителей
Цель
Собрать информацию, известную только потребителям данного изделия или системы.
План действий
1. Выявить ситуации потребления, имею
щие отношение к исследуемой проектной
ситуации.
2. Получить согласие всех лиц в рамках
ситуации потребления, на которых может
оказать влияние присутствие интервьюи
рующего или внедрение нового проекта.
3. Побуждать потребителей к описанию и
демонстрации любых аспектов их дея
тельности, которые они считают важны
ми.
4. Направить беседу на обсуждение тех
аспектов деятельности потребителя, ко
торые имеют непосредственное отноше
ние к исследуемой ситуации.
5. Зафиксировать во время интервью или
сразу же после него как основные, так и
побочные выводы.
6. Получить замечания потребителей
(если это целесообразно) относительно
1 Выявить ситуации потребления, имеющие отношение к исследуемой проектной ситуации.
Здесь рассматриваются три проектные ситуации:
а) Перекомпоновка кабины машиниста и
пульта управления тепловоза.
б) Исследование возможностей повыше
ния комфортности автомобильного си
денья.
в) Разработка системы визуальных ука
зателей для ориентировки посетителей
внутри большого здания.
Для каждого случая выделены свои особые типы потребителей:
а) Водители тепловозов, дорожные ин
спекторы и инструкторы.
б) Водители такси и автобусов на даль
них рейсах (т. е. те, кто проводит в
машине значительно больше времени,
чем владельцы индивидуальных авто
мобилей» .
в) Курьеры в крупных учреждениях и
различные посетители, с трудом ориенти
рующиеся внутри больших зданий.
реализации сделанных предложений, а затем получить разрешение на последовательное проведение опроса на всех промежуточных административных уровнях Необходима также серия параллельных опросов профсоюзных деятелей, причем и в этом случае начинать надо на том уровне, на котором могут быть одобрены или отклонены возможные изменения в проекте.
В течение этой по необходимости медленной процедуры согласования обычно наблюдается переход от повышенного интереса на уровне руководства через безразличие и пренебрежение со стороны работников среднего звена к ярко выраженному стремлению самих потребителей высказать свое мнение людям, которые действительно проявляют интерес к их работе или могут служить беспрепятственным каналом связи между ними и руководящими лицами администрации и профсоюзов. Обычно опрос кончается тем, что интервьюирующий проникается большим уважением к опрашиваемым за то, что они в существенной степени компенсируют такие недостатки системы, о которых, кроме них самих, никто и не догадывается. В задачу интервьюирующего как раз и входит исследование этого несоответствия между желаемым и действительным.
Пути согласования точек зрения в наших трех примерах были совершенно различными. Поскольку изменения в конструкции кабины тепловоза должны были быть одобрены двумя соперничающими отделами, ответственными за эксплуатацию и за разработку оборудования, нужно было получить согласие руководства обоих отделов. Первая просьба была хорошо встречена руководителями каждого отдела, так как они увидели в этом возможность ликвидировать информационный барьер между отделами. Поэтому каждая сторона предоставила в распоряжение интервьюирующего такие возможности, в которых она отказала бы другой стороне. (Когда позднее интервьюирующий попытался использовать кажущееся отсутствие информационных барьеров между отделами для обеспечения поддержки проектным предложениям, одна из сторон резко изменила свое отношение и наложила вето на дальнейшее изучение вопроса.)
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
В случае исследования автомобильного сиденья нужно было начинать опрос на самом нижнем уровне, так как владельцы таксомоторных и автобусных парков не проявили бы никакого интереса к использованию выводов интервью для совершенствования сидений автомобилей индивидуального пользования.
Получение разрешения на опрос курьеров и посетителей внутри большого здания осложнялось тем, что введение новой системы визуальных указателей коснулось бы очень многих административных работников и могло бы потребовать переименования отделов, изменения технологии изготовления указателей и пересмотра штатов работников. Во всех случаях сами служащие и потребители высказали полную готовность к сотрудничеству.
3. Побуждать потребителей к описанию и демонстрации любых аспектов их деятельности, которые они считают важными.
Полезно составить вопросник, чтобы интервьюирующий помнил об основных спорных аспектах проекта, но нецелесообразно проводить опрос так, чтобы потребитель понял, что лишь немногие аспекты его работы представляют интерес. Цель интервью — заставить потребителей спонтанно высказываться о тех аспектах их работы, которыми они наиболее озабочены. К ним могут относиться и такие аспекты, о которых сам интервьюирующий не подозревает, хотя они имеют самое непосредственное отношение к формулированию проектных задач. Так, машинисты тепловозов указали на то, что основную трудность в пути для них представляет не ориентирование в показаниях приборов и органах управления, а точное определение местонахождения поезда в данный момент. Они определяют его, сопоставляя элементы ландшафта за окном кабины и звук работы двигателя с привычными ассоциациями для каждой точки пути. Отсюда можно сделать выводы, что обзор из кабины и звук работающего двигателя (повышающийся или понижающийся в зависимости от уклона дороги) значительно важнее, чем шкалы и сигнальные лампы приборов, характеризующие работу двигателя. Как и другие операторы,
работающие в кабинах транспортных средств, машинисты оказались весьма чувствительными к сквознякам, к кот.о-1 рым они не в состоянии адаптироваться,! но которых не могут и избежать, так как вынуждены находиться в определенном месте и фиксированной рабочей позе.
Опрос шоферов такси показал, что их больше волнует проблема разборчи-| вости речи в шуме, чем комфортность] сиденья. Они главным образом жаловались на то, что шум работы двигателя! заглушал едва доходившие до водителя) указания пассажиров, с трудом проникавшие через стеклянную перегородку, I отделяющую салон от водителя в англий-1 ских такси. Один из водителей выложил! пол мягким покрытием, чтобы заглу-1 шить шум двигателя в своей машине. [ Всегда полезно уделять внимание тем | примитивным способам, которыми пот-] ребители приспосабливаются к оборудованию, причем важно выяснить, почему! они так делают. Некоторые из опрошенных водителей изменили наклон подушек сиденья в обратную сторону, что облегчило им доступ к ножному управлению.
4. Направить беседу на обсуждение тех аспектов деятельности потребителя, ко-1 торые имеют непосредственное отноше- ] ние к исследуемой ситуации.
Часто конструкторам требуется инфор-1 мация о таких аспектах рабочего про- i цесса, над которыми потребители не имеют оснований серьезно задумываться, так как им удалось успешно приспосо-1 биться к оборудованию. Ни один из опрошенных водителей не находил сиденья неудобным, но интервьюирующий заметил, что большинство из них просто не сознавали неудобного положения своего тела, хотя оно может приводить к снижению уровня внимания, а при | постоянном воздействии в течении длительного времени наносит ущерб их здоровью.
Если интервьюирующий обнаруживает, что над некоторыми интересующими его аспектами потребитель специально не задумывался, необходимо в беседе вновь сосредоточить внимание на том, что потребитель считает важным. (Эти неосознанные аспекты работы более подробно рассматриваются в разд. 9.6.)