Выбор объектива для пейзажной съемки

Для оптики как зеркальных, так и компактных камер при пейзажной съемке решающим значением является резкость. Хороший пейзаж – резкий пейзаж. Это правило работает всегда и не имеет исключений. Поэтому если объектив нерезкий, вы рискуете получить невыразительные кадры с плохой проработкой деталей. Глубина резкости имеет очень важное значение, так как детализация изображения очень важна. Как правило, пейзажи снимают с диафрагмой f8-f22 в зависимости от освещения.

Именно поэтому выбор объектива для съемки пейзажа очень важен и оптику нужно выбирать очень тщательно, так как от вашего выбора зависит качество снимков, их выразительность и художественная привлекательность.

В пейзажной съемке используется четыре типа объективов: сверхширокоугольные (10-17мм), широкоугольные (17-35мм), стандартные объективы (50мм) и длиннофокусные (70-300мм).

Широкоугольная оптика обладает наибольшим углом охвата, позволяя поместить в кадр максимальное количество деталей.

Стандартные объективы позволяют передать правильную перспективу кадра, то есть на изображении мы будем видеть картинку такую же, как мы видим своими глазами, пропорции предметов будут не нарушемы. Такой объектив хорошо подходит для съемки панорам.

Длиннофокусная оптика используется для съемки удаленных объектов, подобраться к которым на близкое расстояние не представляется возможным. К тому же такие объективы значительно приближают объекты изображения, позволяя, к примеру, снять пейзаж на фоне огромного закатного солнца.

Объективы типа «рыбий глаз» обладают углом зрения практически равным 180 градусам. Они искажают перспективу, закругляя объекты съемки по углам снимка, придавая тем самым снимкам интересный эффект.

При выборе объектива обладатели зеркальных камер попадают в ту же ситуацию, что и при выборе оптики для портретной съемки: покупка нескольких объективов с фиксированным фокусным расстоянием или одного универсального объектива, который перекроет все нужные фокусные расстояния.

Конечно же, лучшим вариантом будет оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ведь помимо хорошей резкости, которую обеспечивают фикс объективы, они еще обладают меньшим уровнем оптических искажений, дисторсии и хроматической аберрации. Но, если финансы не позволяют приобрести такую оптику, то для пейзажной съемки подойдут, например, два объектива с переменным фокусным расстоянием, 17-70 мм и 70-200мм.

Аксессуары

Тому, кто решил подойти к съемке пейзажей со всей серьезностью, имеет смысл сразу же обзавестись некоторыми аксессуарами.

Бленда. Несмотря на то, что это всего лишь кусок пластмассы (реже - резины, металла), наличие бленды позволяет существенно повысить качество снимков, избавляя от паразитных засветок и «зайцев». Для каждого фокусного расстояния положена своя бленда: использование мощных бленд на широкоугольных объективах приводит к виньетированию, но короткие бленды бесполезны для телевиков.

Тросикили ИК-пульт — устройства дистанционного спуска, позволяющие избежать смещения штатива в момент спуска затвора. Можно воспользоваться функцией автоспуска, но в серьезной работе настройка автоспуска может отвлекать от более важных задач.

Аккумуляторы, батарейки - не всегда удачный кадр можно повторить на следующий день, вернувшись на то же место со свежим аккумулятором. Поэтому желательно подстраховаться на случай неожиданности, имея полный набор источников питания для всех камер и аксессуаров, в которых они необходимы.

Также в снаряжении у фотографа пейзажиста обязательно должен иметься штатив, желательно с панорамной головкой, тряпочки для оптики и накидка для фотокамеры, которая сможет защитить вашу технику в случае дождя.

Светофильтры

Помимо объектива вам понадобятся светофильтры. Они позволят существенно улучшить ваши снимки. Для съемки пейзажа лучше всего использовать градиентный, нейтрально-серые и поляризационный фильтры.

Градиентный - фильтр, верхняя часть которого затемнена, а нижняя полностью прозрачна. Градиентный фильтр позволяет приглушить яркость выбеленного, невыразительного неба или подчеркнуть его текстуру в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр применяется в тех случаях, когда нужно выделить голубое небо, облака на его фоне или особо подчеркнуть отражения в воде.

При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Нейтрально-серые фильтры (маркировка на оправе "ND" и указание кратности фильтра или его оптической плотности). Нейтральные фильтры не влияют на спектральный состав проходящего через них света, ослабляя лишь мощность светового потока.

Съемка пейзажа

Подавляющее большинство пей­зажных фотографов используют широкоугольники - почти ис­ключительно из-за того, что они обладают рядом очевидных преимуществ.

Прежде всего, вы охватываете видоис­кателем куда большее пространство, чем невооруженным глазом. Широкий угол также позволяет создавать впечат­ляющие композиции; подчеркивая перед­ний план, вы сообщаете вашему снимку зримое чувство дистанции и масштаба. Кроме того, при закрытой диафрагме широкоугольники дают максимальную глубину резкости — другими словами, все, от непосредственного крупного пла­на и до отдаленного заднего плана, на снимке выйдет резким.

Для общей практики идеальным при­знается 24 мм или 28 мм широкоугольник, хотя и более широкая оптика может дать порази­тельные результаты при умелом приме­нении.

Если вы хотите выделить неболь­шую часть сцены - скажем, одинокое фермерское строение у подножия ог­ромного утеса или отражение в воде - тогда вводите в бой телевики. Поскольку такие объективы «сжимают» перспекти­ву, их можно использовать и для того, чтобы элементы сцены казались собран­ными компактно. Это особенно хорошо видно при съемках горных хребтов или отдаленных холмов и добавляет картине драматический эффект.

Важнейший аспект пейзажной фотографии - оценка освещения. Изо дня в день солнце проходит по небосклону, и по мере его про­хождения меняется окраска, резкость и интенсивность света.

Как общее правило, лучшие резуль­таты вы получите ранним утром либо ближе к вечеру. В эти часы свет льется не только ласковый и теплый, но и, по­скольку солнце низко расположено над горизонтом, предметы отбрасывают длинные тени, выявляющие текстуру и формы даже самых ровных и плоских ландшафтов.

Превосходные фотографии можно сделать и на заре, когда над реками и озерами, над низинами нависает пелена тумана, или на закате, когда в золотых лучах заходящего солнца становятся прелестными даже самые скучные сцены.

Зато неблагодарное занятие - сни­мать около полудня в яркую солнечную погоду. Когда солнце висит почти над головой, слишком резкий свет и слиш­ком четкие тени, пейзаж кажется плос­ким и лишается своеобразия. Единст­венное исключение — поздняя осень и зима, когда солнце не поднимается под углом выше 40°, и свет выглядит при­влекательным от зари до заката.

Единственный способ застать наилуч­шее освещение - не торчать в четырех стенах, а наблюдать за светом, который красиво вырисовывает пей­заж. Придя на выбранное место, задай­те себе вопрос: а может ли освещение быть лучше? Иногда ждать приходится совсем недолго, пока пронесется облако; в иных случаях придется возвратиться через несколько часов, когда сместится солнце, а то и на следующий день.

Весьма возможно, что дело будет трудоемким, но зато в итоге ваши уси­лия будут вознаграждены с лихвой.

Наши рекомендации