Виды аудиторной учебной работы
Лекции как традиционный вид учебных занятий имеют преимущественно научно-ориентирующее и методическое значение. В них основное внимание уделяется характеристике проблемного поля учебной дисциплины, общему анализу её содержательных элементов и особенностям структурирования учебного материала. На лекциях также даются методические рекомендации по самостоятельному изучению рекомендуемых учебных и научных источников, подготовке к семинарам, написанию рефератов, рецензий, эссе и других самостоятельных письменных работ.
Лекционные занятия (теоретический курс). На лекционных занятиях магистрант, как правило, знакомится с основной проблематикой темы. Преподаватель раскрывает наиболее важные, принципиальные вопросы темы, а также вопросы, понимание которых вызывает наибольшие затруднения у магистрантов.
На лекции магистрант может, как задавать вопросы, так и отвечать на вопросы преподавателя. Можно подойти к преподавателю после лекции и подробнее обсудить заинтересовавший магистранта или неясный для него вопрос. Магистрант имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям: Необходимо вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.
Перед лекцией желательно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие материалы, выбрав их из источников, представленных в списке рекомендованной литературы.
Семинары имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных магистрантами в процессе изучения рекомендованных учебных и научных источников, а также на лекциях. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Магистрант должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным вопросам темы.
Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на положениях, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанных в планах проведения занятия. Семинары по дисциплине «Современные типы правопонимания» проводятся с применением активных и интерактивных форм: «круглых столов», научных дискуссий, тематического тестирования, презентаций и др. Целью использования таких форм является развитие коммуникативных навыков, интеллектуальных умений анализа актуальных научных проблем, формулирования выводов, принятия взвешенных и ответственных решений, формирование собственной позиции, её аргументация.
При пропуске аудиторного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями.
Помимо необходимости следования классическому алгоритму подготовки к семинару (изучение рекомендованной учебной литературы, подготовка конспекта первоисточников (тезисов), составление плана ответов на все вопросы семинара), магистранты по согласованию с преподавателем могут подготовить реферат, доклад, эссе, рецензию на опубликованное научное сообщение (статью) и т.д. К реферату (докладу, эссе) прилагается список использованной литературы. При необходимости магистранты могут проконсультироваться с преподавателем как лично, так и посредством e-mail. Данные элементы самостоятельной работы необходимы в связи с тем, что большинство аудиторных занятий предполагает проведение научных дискуссий, «круглых столов» и др., что требует от магистрантов дополнительных знаний и умений.
Семинарские (практические) занятия. На семинарских занятиях магистрант получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки магистрантов. На семинарских занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы магистрантов.
В случае пропуска семинарских занятий магистрант должен по согласованию с преподавателем подготовить и сдать соответствующий материал.
Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям: При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос.
Необходимо бережно относиться к записям, сделанным во время лекций и семинарских занятий. Подготовленные вами конспекты не только помогут подготовиться к проверочным и контрольным работам, но также обеспечат понимание предмета и сохранение полученных знаний в долговременной памяти.
Самостоятельная работа магистрантов. Особое место среди основных видов занятий, предусмотренных учебным планом Российского государственного университета правосудия, занимает самостоятельная работа, предполагающая детальное изучение широкого спектра тем учебной дисциплины «Современные типы правопонимания».
Рекомендации к организации самостоятельной работы магистрантов: Приступая к самостоятельному изучению вопросов, магистранту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком литературы, рекомендованной для изучения указанных вопросов.
Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника и рекомендованные преподавателем научные работы.
С целью более глубокого усвоения темы, а также при подготовке к выступлению на научно-практической конференции, магистрантом может быть подготовлен научный реферат.
Структура научного реферата (объем его, как правило, составляет не более 10 страниц) должна быть определена в оглавлении. Во введении необходимо охарактеризовать значимость избранной темы, ее актуальность в современный период и цели, поставленные автором при написании работы.
Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения. При цитировании положений, содержащихся в научной литературе, необходимо делать соответствующие ссылки на источники.
В заключении следует обобщить выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования.
Преподаватели кафедры могут оказывать помощь магистранту в ходе подготовки реферата, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в Российском государственном университете правосудия сборниках научных работ.
Учебный курс «Современные типы правопонимания» имеет ярко выраженную междисциплинарную специфику, что предопределяет особенности организации самостоятельной работы магистрантов по его усвоению.
Изучение программного материала учебной дисциплины предполагает обращение к учебной и научной литературе по таким отраслям знаний, как: «Философия», «Философия права», «История политических и правовых учений», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др. Значительным фундаментальным исследованием по данному курсу является подготовленная доктором юридических наук, профессором В.В. Лапаевой монографическая работа «Типы правопонимания: правовая теория и практика».
Многообразие рассматриваемых в ходе освоения учебной программы вопросов предполагает изучение значительного количества источников различного характера: отдельных глав и разделов учебников по соответствующим отраслям знания, научных монографий, научной периодики, а также хрестоматий, содержащих выдержки отдельных оригинальных научных работ. Перечень основных источников, находящихся в библиотеке филиала, содержится в списке основной рекомендованной литературы. Дополнительная литература, в частности, научные публикации в периодических изданиях, также в основном имеются в фондах библиотеки. К наиболее содержательным в научном плане периодическим изданиям относятся, в частности, такие журналы, как: «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Политические исследования», «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение. Известия высших учебных заведений», «Российское правосудие» и др. Магистрант должен использовать и многочисленные материалы, используя информационные и справочные системы (Яндекс, Гугл, Рамблер и т.д.), а также современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).
В целях наиболее полного усвоения учебного материала магистрант не должен ограничиваться только чтением соответствующих источников, пусть и внимательным. Желательно составлять краткую аннотацию прочитанного текста (конспект). При подготовке к экзамену эти материалы, так же, как и тексты лекций, позволят систематизировать знания и показать достаточный уровень усвоения содержания программы курса.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций
Таблица 12
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1. | Тема 1 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-11 | Опросы, индивидуальные задания, доклады* |
2. | Тема 2 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-11 | Научная дискуссия, доклады* |
3. | Тема 3 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Научная дискуссия, тестовые задания, доклады* |
4. | Тема 4 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Опросы, индивидуальные задания, доклады* |
5. | Тема 5 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-11 | Опросы, индивидуальные задания, доклады, сообщения* |
6. | Тема 6 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-11 | Научная дискуссия, тестовые задания, доклады* |
7. | Тема 7 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Опросы, индивидуальные задания, доклады* |
8. | Тема 8 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Опросы, индивидуальные задания, доклады* |
9. | Тема 9 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Презентация с использованием компьютерных технологий, тематическое тестирование |
10. | Тема 10 | ОК-1, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-11 | Научная дискуссия, индивидуальные задания, доклады* |
* Ниже приводится примерная тематика докладов (сообщений).
Примерная тематика научных докладов (рефератов), предлагаемых для самостоятельной работы:
Общая примерная тематика рефератов, предлагаемых для самостоятельной работы:
1. Материальные и идеальные основания понимания права.
2. Проблемные аспекты современного правопонимания в отечественной и зарубежной юридической науке.
3. Понятие «право» и «тип правопонимания» в современной юридической доктрине.
4. Сложности трактовки категории «правопонимание»
5. От монизма в понимании права к плюрализму как типу исследовательской парадигмы ХХI века.
6. Этатистское правопонимание и его эволюция в советской правовой доктрине: «узконормативное» и широкое понимание права.
7. Юридический позитивизм в постсоветской юридической науке.
8. Понятие и признаки позитивного права.
9. Позитивное и интуитивное право в психологическом типе правопонимания.
10. Соотношений категорий «право» и «закон».
11. Понятие и признаки естественного права.
12. Материалистическое правопонимание и его современная интерпретация (В.М. Сырых).
13. Первые синтетические теории права в воззрениях ученых: С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский, А.С. Ященко и др.
14. Коммуникативная теория права (А.В. Поляков).
15. Диалогическая концепция права (И.Л. Честнов).
16. Концепция реалистического позитивизма (Р.А. Ромашов).
17. Интегративное правопонимание как основа универсализации права в условиях глобализации. Проблемы формирования «наднационального» права.
Примерную тематику докладов и научных сообщений, предлагаемых для самостоятельной работы по отдельным темам учебного курса «Современные типы правопонимания», можно представить следующим образом:
– тема № 1 «Общетеоретические и методологические проблемы современного правопонимания»:
1. Многообразие подходов к пониманию сущности и социальной природы права.
2. Причины многообразия подходов к пониманию сущности и социальной природы права.
3. Классификация подходов к пониманию права.
– тема № 2 «Эволюция научных концепций правопонимания»:
1. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический.
2. Классический «идеал научности» и его критика в современной философии науки.
3. Генезис учений о праве.
– тема № 3 «Юридический позитивизм: история и современность»:
1. Юридический позитивизм в учениях Т. Гоббса, И. Бентама, Дж. Остина, Г.Ф. Шершеневича, М.И. Байтина и др.
2. Легистский тип правопонимания.
3. Аналитическая юриспруденция (Г. Харт).
– тема № 4 « Нормативистское направление правопонимания»:
1. Нормативизм в учениях Р. Штаммлера и П.И. Новгородцева и др.
2. «Чистое» учение о праве Г. Кельзена.
3. Эффективность правового режима и правопорядок в учениях Г. Кельзена.
– тема № 5 «Историческая школа права»:
1. Историческая школа права в воззрениях мыслителей: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта и др.
2. Право как историческое явление.
3. Правовые обычаи как центральная категория в осмыслении права.
– тема № 6 «Социологическая школа права»:
1. Социологическая школа права в воззрениях ученых: Е. Эрлих, Р. Паунд (школа «реалистов»), О. Холмс и др.
2. Юридическая (судебная) практика как источник права.
3. Природа права и его социальная сущность в связи с деятельностью субъектов правовых отношений.
– тема № 7 «Психологическая школа права»:
1. Психологическая школа права в воззрениях ученых: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др.
2. Право как психическое явление.
3. Атрибутивно-императивная сущность права.
– тема № 8 «Естественно-правовой тип правопонимания (юснатурализм)»:
1. Естественно-правовой тип правопонимания в воззрениях ученых: Г. Гроций, И. Кант, Е.Н. Трубецкой, В.М. Гессен, Дж. Локк, А.Н. Радищев, В.М. Шафиров и др.
2. Плюрализм естественно-правовых учений.
3. Модернизация естественно-правовой теории в ХХ веке (Г. Радбрух).
– тема № 9 «Философский тип правопонимания»:
1. Философия права Г. Гегеля.
2. Марксистское понимание сущности и социальной природы права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
3. Либертарно-юридическая концепция правопонимания (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин, В.В. Лапаева, Н.В. Варламова и др.).
– тема № 10 «Интегративные типы правопонимания»:
1. Тенденции к интегральному правопониманию в зарубежной и отечественной юриспруденции в эпоху постмодерна.
2. Интегративные концепции правопонимания: генезис идей.
3. Исторические особенности формирования и развития правопонимания в России: от первых синтетических теорий права к современному интегративному правопониманию.
Промежуточный контроль:
Формой промежуточного контроля является экзамен, проводимый в устной форме, предполагающий ответ на два основных вопроса и в случае спорной оценки – также на дополнительные вопросы по темам учебного курса.
Условием допуска магистранта к экзамену является удовлетворительное выполнение всех запланированных заданий, наличие конспектов лекций.
Перечень контрольных вопросов к экзамену:
1. Причины многообразия подходов к пониманию сущности и социальной природы права.
2. Понятие «право» и «тип правопонимания» в современной юридической доктрине.
3. Классификация типов правопонимания: от монизма к интегративности.
4. Современное российское право: понятие, сущность, тенденции развития.
5. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический.
6. Юридический позитивизм в учениях Т. Гоббса, И. Бентама, Дж. Остина, Г.Ф. Шершеневича, М.И. Байтина и др.
7. Аналитическая юриспруденция (Г. Харт).
8. Этатистское правопонимание и его эволюция в советской правовой доктрине: «узконормативное» и широкое понимание права.
9. Юридический позитивизм в постсоветской юридической науке.
10. Понятие и признаки позитивного права.
11. Нормативизм в учениях Р. Штаммлера и П.И. Новгородцева и др.
12. «Чистое» учение о праве Г. Кельзена.
13. Исторический тип правопонимания как учение, оформившееся в конце XVIII – начале XIX в.
14. Историческая школа права в воззрениях мыслителей: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта и др.
15. Право как историческое явление. Правовые обычаи как центральная категория в осмыслении права.
16. Социологический тип правопонимание как учение, оформившиеся в начале XX в. в странах Западной Европы и США.
17. Социологическая школа права в воззрениях ученых: Е. Эрлих, Р. Паунд (школа «реалистов»), О. Холмс и др.
18. Юридическая (судебная) практика как источник права.
19. Психологический тип правопонимания как учение, оформившееся в начале XX в России.
20. Психологическая школа права в воззрениях ученых: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др.
21. Право как психическое явление. Атрибутивно-императивная сущность права. Интуитивное право.
22. Юснатуралистический тип правопонимания как учение, получившее логически завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв.
23. Юснатурализм (теория естественного права): история и современность.
24. Модернизация естественно-правовой теории в ХХ веке (Г. Радбрух).
25. Понятие и признаки естественного права.Соотношений категорий «право» и «закон».
26. Философия права Г. Гегеля. Идея права и идея свободы.
27. Марксистское понимание сущности и социальной природы права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
28. Либертарно-юридическая концепция правопонимания (В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин, В.В. Лапаева, Н.В. Варламова и др.).
29. Материалистическое правопонимание и его современная интерпретация (В.М. Сырых).
30. Тенденции к интегративному правопониманию в зарубежной и отечественной юриспруденции.
31. Первые синтетические теории права в воззрениях ученых: С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский, А.С. Ященко и др.
32. Диалогическая концепция права (И.Л. Честнов).
33. Коммуникативная концепция права (А.В. Поляков).
34. Концепция реалистического позитивизма (Р.А. Ромашов).