Ритм и метр. Основные стихотворные размеры
Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками: 1)дробится на сопоставимые между собой отрезки. 2)обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение — верлибр. Метр — общая схема звукового ритма стиха.
Ритм – общее звучание стиха. Зависит от разных параметров: стопы(кол-во стоп – чем меньше, тем отрывистей звучит стих), семантика(т.е. жанр определяет ритм). Ритм принимает значение только тогда, когда ритмические структуры повторяются. В разных языках задаётся разными способами. Системы стихосложения: 1)метрическая. Метрическая система используется в языках, где гласные различаются по долготе: древнегреческий, латынь, арабский. Мора — длина краткого слога. Длина долгого слога — 2 моры. Все основные известные нам размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) сложились в метрической системе. 2)силлабическая. Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах. Длинная строка обычно разбивается паузой — цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте. 3)тоническая. Используется в языках с подвижным ударением, где нет различия по долготе. В каждом стихе одинаковое количество ударных слогов (сильных ударений). Для русского стихосложения сейчас характерна силлабо-тоническая система, которая упорядочивает и количество слогов, и ударения. Клаузула – окончание стиха( быв. – мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая). Виды и примеры: 1) ямб(«Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить» Пушкин), 2)хорей(«Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов) .3)Дактиль.«В полном разгаре страда деревенская» (Некрасов).4)Амфибрахий. «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт» (Некрасов). 5)Анапест. «На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу». (Сумароков). Пиррихий и спондей. Дольник – стих, где кол-во безударных слогов колеблется 1-2(«Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю» Блок). Верлибр – стих, где не учтены нормы стихосложения(звучит как члененная проза). Вольный стих – длина строчки произвольна(басни Крылова). Тактовик — между сильными местами помещается 1-3 безударных слога. Акцентный стих — урегулировано только число ударений, безударных слогов между ударными обычно от 0 до 4. Возвращение к тонической системе(«Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею». (Маяковский). Фоника — раздел стиховедения, изучающий звучание стихов. Ассонанс, аллитерация, рифма – три основных метода.
Рифма. Виды рифм.
Рифма — созвучие последнего ударного слога и клаузул (в классической традиции). Рифма соединяет строчки, заставляет выявлять и сопоставлять рифмующиеся слова. Могут рифмоваться не только концы строк, но и начала, начало с концом, может быть внутренняя рифма. В русской традиции рифма возникает вместе с силлабикой. Только в XVIII в. возникают разнородные рифмы(рифмующиеся слова – разные части речи), т.е. не грамматические. Богатая рифма — совпадают не только все звуки после ударного гласного, но и некоторые звуки до него. Бедная рифма — совпадают только звуки после ударного гласного, мужская рифма в открытом слоге обязательно должна быть богатой. Тавтологическая рифма — формальное совпадение слов. Есть различие в семантике(«Но что же делает супруга Одна, в отсутствие супруга?» (Пушкин). Составные рифмы — одно слово рифмуется с 2-мя(реже с 3мя) составляются каламбуры(«Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я» Минаев). Неравносложные рифмы – рифмуются слова с разным кол-вом слогов. Оригинальные рифмы – имена собственные рифмуются с именами нарицательными. Каламбурная рифма – сочетание несочетаемого(включает составные, оригинальные рифмы). Рифма — один из видов звукового повтора. В стихотворной речи встречаются и другие повторы. Ассонанс — повторы гласных звуков, в первую очередь ударных(«О весна, без конца и без края» — повтор /а/). Аллитерация — повторы согласных. В некоторых системах стихосложения аллитерация объединяет стихотворение, без неё стихи не воспринимаются. Аллитерация и ассонанс могут служить для звукоподражания. На основании звуковых повторов строится неточная рифма. Неточные рифмы используются при стремлении к новаторству или к разговорности( где не всегда совпадают согласные за ударным слогом). Способы рифмовки – одни из факторов создания ритма – смежная, перекрестная, охватывающая(возможна комбинированная рифмовка – онегинская строфа).
34. Понятие «художественный образ»
Образ вообще – результат освоения сознанием человека окружающей действительности. Художественный образ – эстетическая категория, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса, объективированный в ф-ме целого произведения или его отдельных фрагментов (литературное пр-е может включать в себя систему образов). Материальным носителем образности в худ. лит-ре является слово, речь. Истоки теории образа лежат в античности(учение о мимесисе). Развернутое обоснованное понятие, близкое к современному, дано в немецкой классической эстетике, особенно у Гегеля – худож. образ по Гегелю – рез-тат очищения от всего случайного, результат его идеализации. Несет в себе обобщение – типическое значение. Некая целостность. Может иметь репрезентативный хар-р(выделе черты реального человека) или может быть символом(особ. характерен для лирики – образ паруса у Лермонтова). Собственные имена лит. героев часто становятся нарицательными, это яркий показатель обобщающего смысла худож. образа(Онегин, Хлестаков). Экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Отсюда – деление героев на положит. и отрицат. Приемы выражения авторской оценки – тропы, оценочная лексика. Самодостаточен, он есть ф-ма выражения содержания в искусстве. Может порождать различные толкования, интерпретации(т.к. воплощение общего в индивидуальном) – выведение из басенного сюжета различных нравоучений. Виды(различаются по своим функциям): 1)образ-представление(чаще всего описание), 2)образ-персонаж. Состоит из портрета и рассуждений персонажа, 3)голос – присутствие в пр-и только как голоса(лирический субъект, повествователь в эпических пр-ях), 4)иносказательные образы(аллегория, символ – слагаемые мира пр-я в отличие от тропов). Тропы участвуют в создании образа, но не являются образами самостоятельными.