В каких произведениях русской литературы 19 века нашла свое выражение проблема человеческого достоинства?
Ребята, вот для вас несколько образцов сочинений по произведениям.
С1
Какую роль играет описание портрета Акакия Акакиевича в композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
Пример ответа:
Подробное описание Акакия Акакиевича в композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель» играет важную роль: оно по-своему раскрывает тему «маленького человека» и его места в обществе 19 века.
Уже детали портрета Башмачкина: «низенький рост», «лысина во лбу», «несколько рябоват»- указывают на отсутствие внешней привлекательности. Это является одной из причин, по которой все относились к нему пренебрежительно, не оказывая « никакого уважения». К тому же он занимал один из низших чинов-чин титулярного советника. Фразеологизм «прямо совал ему под нос бумаги» подчеркивает, что Акакия Акакиевича не считали за равного себе, несмотря на то, что он был искренне предан службе, ею одной жил, и, невзирая на издевательства , « не делал ни одной ошибки в письме».
Итак, Н.В.Гоголь, подробно описывая Башмачкина, показал унизительное положение чиновников низшего класса и пренебрежительное к ним отношение.
___________________________________________
С2
В каких произведениях русской литературы 19 века нашла свое выражение проблема человеческого достоинства?
Проблемачеловеческого достоинства нашла выражение во многих произведениях русской литературы, в том числе в рассказах А.П.Чехова «Смерть чиновника» и в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
«Смерть чиновника» с «Шинелью» можно сопоставить на основе того, что в обоих произведениях авторы создали нероев, лишенных чувства собственного достоинства. Червяков, извинившись в третий раз перед давно простившим его начальником и получив резкий ответ, умер от страха, что его не простили. Однако А.П.Чехов, в отличие от Н.В.Гоголя, высмеивает Червякова за абсурдность его уничижительного поведения, в то время как Н.В.Гоголь испытывает истинное сострадание в Акакию Акакиевичу, который безропотно служил вышестоящим лицам и терпел все унижения и оскорбления.
Обоснованием для сопоставления «Преступления и наказания» с «Шинелью» служит раскрытие темы тяжелой судьбы « маленького человека». Мармеладов опустился на социальное дно, потеряв работу и начал пить с горя. В отличие от Башмачкина, у него есть семья, которую он любит, и его самое большое несчастье – оставить ее без средств к существованию. Башмачкин же долгие годы не имел того, о ком мог беспокоиться и заботиться, а когда нашелся предмет его мыслей, им оказалась шинель, а не человек.
С1
Для создания образа Митрофана Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» использует речевую характеристику: Митрофан груб, пренебрежителен по отношению к своим учителям, которые стараются научить его хоть чему-нибудь: «Слышь, Пафнутьич», «Давай доску, гарнизонная крыса». Он не задумывается о том, что такие броские слова могут обидеть бедных учителей. Зато он долго думает над очень простыми задачками, что говорит о его слабом уме, мышлении. Нужно отметить, что его раздумья всякий раз прерываются маменькой, которая диктует «правильные» ответы, и Митрофан, не задумываясь, соглашается с ней, что говорит о его слабохарактерности. Он не имеет собственного мнения. Да и фамилия Простаков говорит сама за себя.
С2
Тема учителя и ученика поднимается не только в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль», но и в рассказах В.Распутина «Уроки французского», П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В. Быков «Обелиск», повесть Чингиза Айтматова“Первый учитель”.
(А дальше ваши рассуждения по тем произведениям, что вам ближе. 3-4 предложения и вывод, обобщение.) Это может быть так:
Вспомним повесть Чингиза Айтматова“Первый учитель”. В ней говорится о молодом и очень упорном учителе Дюшейне, которой сам читал по слогам, но хотел обучать детей грамоте, чтобы у них было светлое будущее. Не побоявшись пойти против горских обычаев, учитель в послереволюционные годы своими силами организовал школу. Впоследствии одна из его учениц стала академиком. И в этом большая заслуга учителя Дюшейна!
Произведение, отражающее влияние учителя на учеников, является рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Автор описывает учителя как человека, которой неусыпно заботился о школе и детях, проявлял безграничную любовь к своим ученикам. Для них наставник был “затейщиком, агитатором и пропагандистом”.
Таким образом, могу сделать вывод, что учителя оказывают большое положительное влияние на своих учеников, “держа за руку, ведут по дороге жизни”.
С2
Сон является одной из «сквозных тем» русской литературы и становятся важной композиционной частью произведения.
В произведениях 19 века он имеет символический смысл, поскольку объясняет характеры героев, как в «Сне Обломова» помогает понять Обломова, внутренний мир Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза», психологическое состояние героинь Светланы и Татьяны в произведениях В.А.Жуковского «Светлана» и А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Сны важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.