Тема 2. Актуальные проблемы культуры ХХ века в произведениях литературы

Тема цивилизации и культуры в произведениях В.М. Шукшина.Рассказы Шукшина. Циклизация как принцип композиции: «Сельские жители», «Характеры», «Земляки» и др. Создание многообразного народного национального характера. Утверждение права человека на индивидуальность и уважение. Тема красоты человека и мира. Трагедия нереализованных возможностей личности. Неприятие зла и бездуховности в рассказах. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь»). Психологизм. Киноповесть «Калина красная». Концепция народного характера.

Проблема нравственного выбора в произведениях В.П. Распутина.Повесть «Живи и помни» (1974): трагическая судьба человека в суровую эпоху. Андрей и Настена. Художественное исследование процесса самонаказания героя. Динамика самооправдания и самоосуждения. Богатство и выразительность языка повести, художественных приемов. «Прощание с Матерой» (1976): внимание писателя к необъяснимым загадкам человеческой души и поведения, образ старухи Дарьи, символические образы и картины. Рассказы В. Распутина. Анализ духовного роста личности, внутреннего кризиса, падений и взлетов духа.

Художественное исследование судеб жертв незаконных репрессий в произведениях А. И. Солженицына: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»; обличение произвола, жестокости, надругательства над человеком. Драматическая судьба А. Солженицына. Рассказы 60-х годов. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и др. Основные принципы малой прозы: временная концентрация, тяготение к достоверности, символика деталей и образов и др. Автобиографическое и общечеловеческое в повести «Раковый корпус» (1967-1990) . Общественно-политическая деятельность А. Солженицына.

Осмысление духовного и экологического кризиса культуры ХХ века в произведениях В.П. Астафьева. Человек и природа в романе «Царь-рыба» (1972-1975). Социально-философский характер конфликта. Процессы деградации личности. Публицистическая заостренность романа «Печальный детектив» (1986), рассказа «Людочка» (1989). Нравственный распад личности на фоне равнодушия и безразличия окружающих, попытка противостояния этим процессам.

Национальное и общечеловеческое в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Тема 3. Современные тенденции в русской литературе после 1985 года

Новые формы литературной жизни после 1985 года: ослабление влияния союза писателей, реформирование издательского дела, организация новых журналов, литературно-художественных сборников. Начало процесса воссоединения литературы XX века. Открытие литературы зарубежья: В. Набокова, А. Солженицына и др.

Новые аспекты в изображении Великой Отечественной войны в романах В. Гроссмана, В. Астафьева, Г. Владимова и др. Повести и романы об эпохе сталинских репрессий, ГУЛАГе. Человек и тоталитарный режим - А. Солженицын. А. Приставкин. А. Жигулин, Ю. Домбровский, В. Шаламов и др.

Жанр антиутопии в современной прозе - В. Аксенов, А. Кабаков, Л. Петрушевская, В. Войнович и др. Усиление тенденций к фантастически-гротесковому изображению действительности. Проза русской эмиграции третьей волны - В. Войнович, С. Довлатов, С. Соколов и др. Ирония и сарказм.

Тема 4. Постмодернизм в русской литературе

Постмодернизм в современной прозе. Эстетические принципы т.н. «другой прозы», литературы «новой волны», литературы андерграунда - Вен. Ерофеев, С. Соколов, В. Пелевин, В. Пьецух, Л. Петрушевская и др. Сатира и парадокс, гротеск и абсурд, символ и фантастика, ирония и пародия. Использование элементов авангардизма, сюрреализма, натурализма, экспрессионизма и др. Традиции классической литературы в произведениях Л.Улицкой.

Постмодернистская поэзия (И. Жданов, О. Седакова и др.; Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др.). Поэзия нобелевского лауреата (1987) И. Бродского: сложное переплетение религиозных, богоборческих мотивов, традиционного и авангардного начала в его поэтике, «трагическая ирония» и т.д. Поиски в области стихотворной формы А.Вознесенского, Д. Пригова и др.

«Новая волна» драматургии А. Галин, Л. Петрушевская. Поиски нового сценического языка, рождение авангардной драмы (сб. «Восемь нехороших пьес»). Сарказм и гротеск в современной драматургии - «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» (1985) Вен. Ерофеева и др. «Документальный театр» Е. Гришковца.

Список литературы

Основная литература

1. Кременцов Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Кременцов. – М.: Флинта, 2010. – 224 с. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103800#

2.Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. Учебное пособие [Электронный ресурс] / И.Г. Минералова. – М.: Флинта, 2009. – 272 с. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=94687

3. Педчак Е.П. Литература: русская литература ХХ века: учебное пособие / Е.П. Педчак. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 352 с.

4. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: учебное пособие / Е.С. Роговер. – СПб.: САГА; М.: Форум, 2008. – 496 с.

Дополнительная литература

1. Глушаков Е. Б. Великие судьбы русской поэзии начала ХХ века / Е.Б. Глушаков [Электронный ресурс]. – М.: Флинта, 2010. – 129 с. – Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56229

2. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: пособие для студ. высш. учеб.заведений: в 2 т., Т. 1 / Х. Баран, Н.А. Богомолов, А.Г. Бойчук; под ред. В.А. Келдыша. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

3. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: пособие для студ. высш. учеб.заведений: в 2 т., Т. 2 / Е.А. Дьякова, В.Б. Катаев, В.А. Келдыш; под ред. В.А. Келдыша. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

4. История русской литературы: ХХ век: учебник для студентов вузов: в 2 ч., Ч. 1 / В.В. Агеносов; под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007. – 621 с.

5. История русской литературы: ХХ век: учебник для студентов вузов: в 2 ч., Ч. 2 / В.В. Агеносов; под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.

6. Копытов О.Н. Русская литература ХХ века: учебное пособие / О.Н. Копытов. – Хабаровск: ХГИИК, 2008. – 72 с.

Наши рекомендации