Отражение в произведениях Сергея Владимировича Михалкова для детей традиций фольклора, классической русской литературы.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) родился в Москве в семье ученого-птицевода. Мать, женщина безгранично добрая, мягкая и беззаветно преданная семье, в прошлом была сестрой милосердия, некоторое время учительствовала, а затем целиком посвятила себя мужу и детям. Любовь к литературе мальчику привил отец. Он всегда привозил сыну новые книги. Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами будущего поэта.

В 4-м классе сочинил он «Сказку про медведя». Переписал ее печатными буквами и отнес в издательство. Пожилой редактор очень серьезно принял мальчика. Прочитал сказку, выдал за нее деньги, которые тут же были истрачены на конфеты. А сказку так и не напечатали.

Писать стихи Сережа начал рано. Вместе с перочинным ножом и рогаткой хранилась у него в шкатулке общая тетрадь с начисто переписанными первыми стихотворениями. Была среди них и басня. Она называлась «Культура», и речь в ней шла о том, что «людям лучше помогать не только словом, но и делом». Ему тогда минуло десять лет.

В 1927 году семья переехала в Пятигорск. В 1928 году появляется его стихотворение «Дорога». В 1930 году окончив среднюю школу, 17-летний мальчик приезжает в Москву. Продалжет писать стихи. Но литературный заработок не давал ему возможности существовать, до 20 лет юноша сменил несколько профессий: работал разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, был помощником топографа в геологоразведочных экспедициях в Восточном Казахстане и на Волге. Об этом периоде поэт пишет: «Мне нравилась дружная кочевая жизнь изыскателей, жизнь, полная романтических неожиданностей, трудностей и приключений. Но заветной моей мечтой оставалась литература».

Публицистические стихотворения военных лет, адресованные маленьким читателям, стали основой его «Былей для детей». Поэт настойчиво совершенствовал свое мастерство под могучим влиянием устного народного творчества и русской литературы. Усвоив лучшие традиции детской литературы, С.Михалков проявил творческую оригинальность, вышел на свою литературную дорогу.

К этому времени относится и блестящая страница его творчества – возрождение жанра басни. Михалков работает во всех литературных жанрах, кроме романа. Любовь к театру привела поэта к драматургии.

Для детей Михалков начал писать в 1935 году. В 1936 году вышел первый сборник его стихов «Огород».Для детей также Михалков написал пьесы: «Коньки» (1938), «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-зазнайка» (1951)и другие.

В начале своей литературной деятельности для детей Михалков обратился к школьному и младшему школьному возрасту. Он запечатлил образ маленького современника в типичных обстоятельствах его счастливого детства. Поэт любит своего героя, с радостью пишет о нем, лексикой, интонацией стиха передает миропонимание и мироощущение ребенка. Таковы его стихи «Кораблики», «Андрюшкаа», «Рисунок» и другие.

Веселые, озорные стихи С.Михалкова без назидания выполняют воспитательные функции. Так, в стихотворении «А что у вас?» через забавный детский спор о том, чья мама важнее, автор приводит детей к выводу, что «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». В доступной форме объясняет ребенку-читателю польза разных профессий.

Но смех у Михалкова добрый. Любит он своих героев и хочет, чтобы выросли они хорошими и настоящими людьми. Также смех и шутки у автора от душевной щедрости, от веселости, свойственной ему и как человеку, и как поэту. Невозможно представить себе детства без книг С.Михалкова, радостных, мудрых, нужных каждому ребенку. Кипучая деятельность поэта способствует тому, что все его замыслы превращаются в страницы книг, в кадры кинофильмов, становятся искусством.

Михалков – человек с большим жизненным опытом: он объехал весь свет, рисковал жизнью на фронте, писал стихи для армейской газеты, летал на самолетах и плавал на кораблях – одним словом, это человек с большим жизненным опытом, который в глубине души остался все тем же мальчишкой 12 лет. В своих стихах он смеется, мечтает и обижается, как в детстве.

В стихотворении «Пути-дороги»не обозначено, сколько лет лирическому герою, но кто же, кроме мальчика десяти - двенадцати лет, способен так самозабвенно рассказать о разных, дорогах: тропиночках, горных и воздушных путях, шоссе?

Устанешь – место выберешь,

Присядешь отдохнуть.

Глядишь – дорогой дальнею

И катит кто-нибудь.

Привстанешь, чтоб увидели,

Попросишь подвезти…

И кто же еще может так по-детски бояться обид?

Эх, только б не обидели

И взяли по пути!...

В стихотворении «О чем не знает Аэрофлот»герой этого стихотворения «отравлен» страстью к путешествиям. Эта страсть заставила его без виз и без билета облететь на самолете весь свет.

Стихотворение «Грипп»Михалков написал, когда простудился и заболел.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

А дальше началась фантазия. Поэт перевоплощается в своего героя, мальчика, с которым и происходят события. Из взятых из жизни фактов остались только грипп и сидение дома. А лирический герой оказался уже совсем в иной обстановке. Его интересы и настроения самые что ни на есть ребяческие:

- Хочешь, я тебе, Антошка,

Нос засыплю порошком?

Доступность стихотворения – в близости его интересам ребенка.

Стихотворение «Котята»строится на четком ритме детской считалочке:

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять

Нравится детям стихотворение «Мой щенок»в нем самым серьезным тоном повествуется о происшествиях со щенком, убежавшим из дома. Рассказ ведется очень подробно, вплоть до того, что, искусанный пчелами, пес лежит пластом и «виляет еле-еле забинтованным хвостом».

В стихотворении «Если»автор переводит читателя от стихотворения-игры, связанного еще с жестом, движением, к шуткам более отвлеченного характера, требующим фантазии. В юмореске «Кораблики»детская игра, перенесенная поэтом в строки стихотворения, радует малышей комизмом ситуаций и кинематографически - быстрым чередование зрительных образов:

Взад-вперед по скользкой палубе

Ходит мокрый капитан, Взад-вперед по мокрой палубе

Ходит черный таракан.

Стихотворение «Комар - комарец» с его рифмами, звучащими легко и шутливо: «аптеку – кукареку», «петушок – гребешок», «бок – промок», «кудлатый – за ватой» - соединяет в себе частушечный задор и сказочность. Комар - комарец, нарушив правила поведения. Влетел не в дверь, а в окно. Звери и птицы возмутились, но он куражится:

А на что мне ваша дверь.

Если я еще не птица

И пока еще не зверь!

Однако куражу хватает ненадолго:

Тут свой клюв раскрыла Утка,

И пришел ему конец…

Все в этом стихотворении смешит маленьких слушателей. Сама рифма у поэта иногда превращается в способ игры. О ней можно сказать «шалунья-рифма». Благодаря простоте и четкости ее звучания дети тут же запоминают стихотворение наизусть. С виртуозной выдумкой поэт использует внутреннюю рифму и каламбуры. Каламбуры для ребенка – игра, шутка, подлинное наслаждение смехом.

Стихотворение «Всадник» построено на сбивчивом ритме, выражающем борьбу неумелого всадника с упрямым конем. Концовка написана не в рифму и не ритмично:

Отойдите от меня,

Я не сяду больше на эту лошадь! –

Хотя тут само собой напрашивается повторение рифмы: «меня – коня». Благодаря этому приему читатель понимает то, о чем прямо не говорится в стихотворении: из глав мальчика вот-вот брызнут слезы.

Стихотворение «Словечки - калечки»целиком основано на каламбурах:

- Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!

Стихотворение «Птичий двор»строится на иронической игре слов. Здесь все основано на чередовании звукоподражаний, переосмыслении слов и зрительных образов. Это особенно интересно детям, так чутко реагирующим на различия в смысловых оттенках слова. Играя словами, ребенок осваивает словарные богатства родного языка, знакомится с его многозначностью

Название стихотворения «Поиграем – угадаем»открытое выражение авторского замысла сблизить детскую игру с поэзией. Это цепь загадок с приведенными тут же разгадками, которые затем превращаются в новые загадки.

Живая, разговорная речь в стихотворениях Михалкова – одно из средств достижения поэтической искренности. Используя разговорную лексику, поэт передает повышенную экспрессивность детской речи, изобилующей множеством эмоциональных оттенков. При этом разговорная лексика никогда не бывает стилистически сниженной. Она простое, конкретное и эмоциональное средство выражения идеи, настроения, замысла поэта.

Михалков не просто входит в мир читателей – детей. Он позволяет им наслаждаться смехом над своим лирическим героем. Ребенок может смотреть на его героев с высоты своего жизненного опыта. Не унижая детей назойливым морализированием, поэт дает им возможность эстетического наслаждения смехом над пороками характеров, ситуациями, положениями. Смех в детских стихотворениях Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки. Он любит и приятелей с их ужами и чижами, и изнеженного Мимозу.

В стихотворении «Про Мимозу»гиперболичность в изображении каждой ситуации вызывает смех детей, которым приятно чувствовать себя выше представленного им автором «мальчика Вити из квартиры номер шесть». Простота интонации, перебивка повествования вопросами, выражающими авторское искреннее изумление, и затем ответы – все это близко к детской речи. В этом стихотворении говорится, как в результате излишних родительских забот и баловства Витя растет тепличным, изнеженным мальчиком.

В сатирических стихах, автор остроумно высмеивает лень, грубость, упрямство. В стихотворении «Фома», с веселой издевкой высмеян мальчик, который все брал под сомнение.Герой этот пришел из народных сказок и легенд. Недоверчивый Фома в своем упрямстве доходит до нелепости, до отрицания факта собственного существования.

Слякоть, дождик, град. К Фоме заботливо обращаются с просьбой надеть галоши. Но он ничему не верит. Он считает, что ему всегда лгут, и разгуливает по лужам без голош, а под снегом в одних трусах…

На примере скептика Фомы автор показал детям: нельзя отрицать очевидное, нельзя пренебрегать мнением коллектива

В детскую жизнь стихи Михалкова входят как радость. Они непринужденно рассказывают обо всем, что интересует читателя. Более того, своей эмоциональной яркостью они вызывают у ребенка восторг открытия мира.

Известность автору принесла поэма«Дядя Степа». Добр и весел детский любимец дядя Степа из трилогии «Дядя Степа»(1935), «Дядя Степа – милиционер»(1954), и «Дядя Степа и Егор»(1968). В непосредственности и добродушии главный секрет обаяния героя. Отношение дяди Степы к людям определяется по-детски беззаветной верой в торжество добра. Очень развлекает детей то, что стоит дяде Степе поднять руку. И он будет казаться семафором. В этой комической ситуации полностью и в то же время неназойливо проявляется благородство характера. Смешно, что человек может стать семафором, дотронуться до крыши. А ведь при этом он спасает людей. Рост дяди Степы – предмет постоянного удивления, постоянного подтрунивания над героем – не компрометирует его в глазах читателя, потому что дети увидели в великане дяде Степе доброго, отзывчивого человека. Дядя Степа спас тонущего в реке, достал ребятам бумажного змея, запутавшегося в проводах, предотвратил катастрофу поезда, вызволил голубей из горящего чердака.

Ребята начали звать дядю Степу «Маяком». Он стал для них человеком, у которого можно и нужно учиться, как должен вести себя каждый гражданин.

В 1954 году Михалков по просьбе юных читателей продолжил работу над образом – написал поэму «Дядя Степа – милиционер». Дети встречают дядю Степу в форме милиционера, сторогого, находчивого, справедливого блюстителя порядка на улицах большого города. Дядя Степа совершает много бескорыстных поступков и по-прежнему пользуется любовью и уважением ребят и взрослых.

В 1968 году в газете «Правда» была напечатана третья поэма Михалкова «Дядя Степа и Егор». Это был поэтический ответ на детский вопрос, есть ли дети у дяди Степы. В поэме главным лицом является сын Степана – Егор. Сын ростом не в отца, но такой же сильный, добрый, бескорыстно отзывчивый. Автор проследил жизнь мальчика с момента рождения. В описании жизни Егора, его поступков, как в предыдущих поэмах, широко использован прием преувеличения, но это не мешает поэту нарисовать реального героя, действующего в реальных обстоятельствах. Егор – олимпийский чемпион, поэт летчик-испытатель. Наконец, исполняется его мечта: он становится космонавтом. Поэмой «Дядя Степа и Егор» поэт завершил многолетнюю работу над трилогией под общим названием «Дядя Степа». Веселая, умная книга «Дядя Степа» остается в детском чтении навсегда.

Стих Михалкова то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила.

В своих стихах Михалков описывает детские игры, шалости, разговоры, интересы, передает взгляд ребенка на события, людей. Восьмилетний мальчик в стихотворении «Мир»разобрал на части все военные игрушки, подаренные ему в день рождения. На вопрос взрослых, почему он это сделал, мальчик убедительно ответил: «У меня разоруженье». Так серьезные разговоры взрослых преломились в сознании ребенка.

Поэзии Михалкова свойственно лирическое начало. Так, в стихотворении «Светлана» лирическое обращение к девочке приближается к колыбельной песне. Уговаривая Светлану уснуть, поэт вводит ее в огромный сонный мир: спят медузы, черепаха, слон, даже лес замер. И тут же поэт подчеркивает, что не спит только часовой на границе: он на страже, чтобы Светлана могла спокойно спать.

Михалков продолжает писать сатирические стихи. Он осудил злопыхателей-мещан («Мальчик с девочкой дружил»), неправильные методы воспитания («Ляпуся»), высмеял лень («Чудесные таблетки»), излишнюю самоуверенность («Всадник»), неуважение к старшим («Одна рифма»).

Лучшим стихам поэта присущи широта обобщений, общечеловеческое содержание, индивидуальная неповторимость авторского стиля. Поэзия Михалкова вошла в литературу замечательными страницами тонкого юмора, разящей сатиры, обличающей зло.

С.В.Михалков показал себя мастером прозы. Прозой написаны многие его басни. Он автор рассказов для детей («Штиль», «С чего начать»), повести-сказки «Праздник Непослушания».

С.В.Михалков писал забавные пьесы, в которых преследовал воспитательные цели. К драматургическому жанру относятся пьесы: «Том Кенти», «Коньки», «Смех и слезы», «Особое задание», «Красный галстук»и другие.

Для малышей Михалков написал пьесы-сказки: «Зайка-зазнайка», и «Трусохвостик». В своих пьесах, автор воспитывает у маленьких читателей: сильную волю, смелость, настойчивость, зоркость, бдительность.

Не менее известен Михалков и как баснописец. Он написал около 150 басен. Поэт-баснописец остоумно высмеивает, подхалимов, глупцов. Он гневно бичует тех, кто стремится нарушить дружбу народов, посеять раздор, разжечь новую войну.

К числу лучших своих басен автор относит: «Лиса и бобер», «Заяц во хмелю», «Непьющий воробей», «Лев и ярлык», «Слон-живописец», «Без вины пострадавшие», «Толстый и тонкий». Также в детское чтение вошли басни: «Заяц и черепаха», «Полкан и Шавка», «Две подруги», «Рыбьи дела», «Ромашка и Роза», «Осторожные птицы» и много других.

Наши рекомендации