Криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия

Элементы криминалистической характеристики преступления Содержание
Способы совершения преступления 1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее столкновение транспортных средств, т.е. происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог; 2) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание, т.е. происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проезжей части или прилегающей территории; 3) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на стоящее транспортное средство или на препятствие; 4) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на пешехода или велосипедиста; 5) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее иные последствия. К дорожно-транспортным происшествиям данной группы относятся следующие деяния: - наезд на гужевой транспорт; - наезд на животных; - сход трамвая с рельсов; - падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; - наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения; - наезд на внезапно возникшее препятствие; - падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.
Механизм преступления (основные стадии) 1) исходная стадия, позволяющая устанавливать первоначальное состояние автомобиля, водителя и окружающей среды; 2) начальная стадия ДТП, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности; 3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями; 4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки; 5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП; 6) неуправляемая аварийная обстановка, в которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности повлиять своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий; 7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями ДТП
Следовая картина 1) следы, оставленные транспортными средствами (следы качения, юза, заноса): 2) следы, оставленные отброшенными объектами (.следы волочения, притертости, , грязи; царапины, выбоины, другие трассы, оставляемые тяжелыми предметами с острыми кромками; наклоны, изгибы, изломы стеблей травы, др. растений). 3) следы, оставленные пострадавшими при наезде (следы смещения обуви при наезде, следы волочения тела пострадавшего; места расположения отброшенных вещей, находившегося при пострадавшем). 4) следы, возникающие на одежде и обуви пострадавших (следы удара по телу пешехода на одежде, следы скольжения по поверхности дороги, следы переезда на одежде, следы воздействия частей ТС на пассажиров и водителя: отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, отпечатки рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, позволяющие установить, кто находился на месте водителя при ДТП; повреждения материала одежды, при контактировании с острыми кромками, выступающих частей внутри салона ТС; капли и следы подтекания крови на одежде пострадавшего). 5) следы воздействия частей ТС на пассажиров и водителя (отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, отпечатки рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, позволяющие установить, кто находился на месте водителя при ДТП; повреждения материала одежды, при контактировании с острыми кромками, выступающих частей внутри салона ТС; капли и следы подтекания крови на одежде пострадавшего).

Таблица 2.3.6.4.

Наши рекомендации