По факту дорожно-транспортного происшествия

Вопрос Ответ
1. Ф.И.О. участника ДТП, дата, место рождения, адрес официальной регистрации (прописки), адрес фактического проживания  
2. Дата, место и время ДТП  
3. Кто, по Вашему мнению, нарушил Правила дорожного движения, и в чем это выражалось?  
4. Кто вызвал сотрудников ГИБДД (скорую помощь), каким способом?  
5. Какие повреждения получил Ваш автомобиль и автомобиль (автомобили) других участников?  
6. Какой вред здоровью был причинен в результате ДТП, в какое лечебное заведение обратились потерпевшие?  
7. Через какое время прибыли на место сотрудники ГИБДД?  
8. Есть ли очевидцы ДТП (их данные, адрес, телефон)?  
9. Ваш стаж вождения, профессия, место работы?  
10.Были ли Вы участником ДТП последние 6 месяцев, восстанавливали ли после этого автомобиль?  
11. Когда и где Вы приобрели автомобиль?  
12. Где Вы храните автомобиль в ночное время (адрес)?  
13. Ваш маршрут следования в день ДТП (откуда и куда)?  
14. Знали ли Вы ранее участников ДТП, свидетелей или сотрудников ГИБДД, участвовавших в оформлении ДТП и административного материала?  
15. Страховали ли Вы ранее транспортные средства, получали ли страховое возмещение, в каких страховых компаниях?  

Я подтверждаю, что Анкета заполнена собственноручно, вся информация, изложенная в данной Анкете, соответствует действительности и даю согласие на ее проверку страховщиком

«____»_____________г. Ф.И.О. __________________________Подпись___________

Этап третий

После ответов на запросы страховщик должен сравнить Анкеты, заполненные разными водителями по одному и тому же ДТП, выявить противоречия и провести мероприятия по поиску доказательств обмана. Например, информация о месте хранения автомобиля поможет установить свидетелей того, что автомобиль ранее уже имел повреждения, а информация о месте работы страхователя (потерпевшего) поможет проверить, был ли он в день заявленного ДТП на работе или нет.

Рассмотрим тактику опроса отдельных категорий лиц.

Опрос свидетелей ДТП, фигурирующих в деле.

С учетом того, что в мошеннических действиях, характерных для ОСАГО частыми фигурантами по делу являются лжесвидетели, необходимо настраиваться на заведомую ложность их показаний. Поэтому надо использовать следующие тактические приемы:

Первоначальные показания лжесвидетели должны дать сами, методом «свободного рассказа», без всяких вопросов со стороны представителя страховщика. Это позволит создать у них убеждение в том, что, во-первых, им верят, а во-вторых, что их миссия закончена, и они могут успокоиться и успокоить своих подельников.

Следующим этапом буде проверка и конкретизация их показаний, путем нахождения других свидетелей, и информации, опровергающей их показания, осмотра ТС, места ДТП, установления связи между свидетелями и участниками, установления прошлых «подвигов» указанных лиц.

Третьим этапом будет повторный и, обязательно, раздельный опрос лжесвидетелей ДТП с предъявлением полученной информации, показания при этом лучше фиксировать с помощью видео- или аудиозаписи.

Установление и опрос очевидцев ДТП. Данное мероприятие, зачастую, является единственным действенным средством доказывания инсценировки ДТП. Поэтому, следует умело использовать тактики поиска очевидцев ДТП и установления с ними психологического контакта.

Поиск очевидцев ДТП следует проводить с учетом особенностей местности, времени и других обстоятельств ДТП. Однако в любом случае необходимо искать очевидцев ДТП среди следующих основных категорий:

водители такси и лица, занимающиеся частным извозом;

водители маршрутного пассажирского транспорта;

владельцы автомобилей, работающие в организациях, находящихся рядом с местом ДТП;

работники ремонтно-эксплуатационных служб;

работники дорожных служб;

работники уборочных служб;

работники охранных служб организаций, находящихся рядом с местом ДТП;

сотрудники экипажей ОВО, ППС;

работники больниц скорой медицинской помощи;

работники торговых точек, мест питания и отдыха, находящихся рядом с местом ДТП;

молодежные группы, которые часто проводят время недалеко от места ДТП;

торговые представители различных фирм, занимающиеся распространением рекламной продукции в местах общественного транспорта;

жильцы домов, окна которые выходят на место ДТП, которые во время аварии могли находиться дома.

Для успешного нахождения указанных категорий лиц, следует прибыть на место ДТП примерно за полчаса до того времени, когда оно произошло и осмотреть прилегающую к месту ДТП территорию. При этом установить, какие из перечисленных категорий могли быть очевидцами ДТП. После этого, по заранее подготовленному вопроснику следует, представившись, работником страховщика получить интересующую информацию. Не лишним будет упомянуть об объявленном страховщиком вознаграждении за информацию существенную для дела.

Полученная информация будет полезна в том случае, если ее оформить простым объяснением на имя страховщика, с обязательным указанием паспортных данных и адреса опрашиваемого.

Опрос реальных свидетелей. Кроме лиц, которые могут что-либо сообщить об обстоятельствах ДТП, есть другая категория свидетелей, которые могут интересовать страховщика с точки зрения сведений относительно того, где были участники ДТП во время такового. Для установления ложности показаний страхователя и потерпевшего следует опросить такие категории лиц:

соседей по лестничной площадке, дому;

соседей по стоянке, гаражу;

родственников страхователя и потерпевшего в отсутствии последних;

охранников на вахте помещений, где проживает, работает, учится страхователь или потерпевший;

сослуживцев, одногруппников, преподавателей, соседей по офису;

знакомых страхователя и потерпевшего.

Опрос страхователя и потерпевшего.

Опрос страхователя и потерпевшего должен быть последним в списке мероприятий по расследованию обстоятельств страхового случая, когда на руках у представителя страховщика будут весомые доказательства ложности заявления о ДТП. Опрос следует производить в помещении страховщика, раздельно, предложив каждому из них ответить на конкретные вопросы. При этом перечень вопросов должен быть у страхователя и потерпевшего одинаков, для удобства сравнения и выявления противоречий в показаниях. Опрос лучше всего фиксировать с помощью видеозаписи с последующим просмотром и анализом.

Во время опроса, у страхователя и потерпевшего от ДТП, при наличии весомых аргументов их виновности, должно сложиться четкое понимание противоправности их действий и наказуемости последствий страхового обмана. Указанные субъекты должны быть уверены, что выплата им достанется, в лучшем случае, только путем долгого и тщательного судебного разбирательства или не достанется после расследования по уголовному делу.

Применение специальных познаний для выявления и предотвращения мошенничества в ДТП

Специальные познания и экспертные исследования играют особую роль в разоблачении мошенничеств, связанных с инсценировкой ДТП, так как механизм следообразования вследствие реальных аварий и вымышленных ДТП различен.

Для решения вопроса об обнаружении признаков инсценировки ДТП целесообразно использовать помощь специалиста уже при осмотре поврежденных автомобилей и места ДТП. Для этого необходимо четко сформулировать вопросы, которые интересуют страховщика. Рассмотрим типичные вопросы, разрешаемые экспертами при проведении осмотров и исследований.

Транспортно-трасологическая экспертиза:

каковы внешние следы и повреждения транспортных средств?

соответствует ли взаимное расположение повреждений на транспортных средствах обстоятельствам ДТП?

могли ли такие повреждения причинить транспортные средства друг другу?

соответствует ли взаимное расположение транспортных средств при столкновении, их расположению на дороге?

где место столкновения транспортных средств, исходя из расположения следов, деталей и отделившихся частей транспортных средств?

Еще одним из важных видов исследований является исследование механизма ДТП. Эту проблему решает судебно-автотехническая экспертиза. Вопросы, разрешаемые экспертами, следующие:

какова скорость транспортного средства, исходя из длины тормозного пути?

какова длина остановочного пути?

имелись ли технические возможности предотвращения ДТП со стороны водителя?

каковы технические причины потери устойчивости и управляемости ТС?

сколько времени затрачено для преодоления ТС конкретного участка пути?

какова скорость движения ТС перед торможением?

Еще одним видом специальных исследований является назначение и проведение экспертного исследования технического состояния ТС и его деталей. Вопросы, разрешаемые экспертами, выглядят следующим образом:

исправно ли ТС (отдельный его механизм, узел, деталь)?

каковы причины и время неисправности?

имеется ли причинная связь между неисправностями и ДТП?

каков механизм разрушения детали?

Одним из тактических приемов назначения специальных исследований и экспертиз является использование помощи официальных заводов изготовителей транспортных средств, их инженерного, конструкторского и экспертного потенциала. Так на разрешение указанные специалистов могут быть поставлены вопросы:

могла ли сработать подушка безопасности данного ТС без наличия ключей в замке зажигания, если да, то при ударе какой силы?

какова заводская комплектность и технические характеристики данного ТС?

каковы характеристики лакокрасочного покрытия, которое используется заводом изготовителем и др.

Одним из действенных экспертных исследований является экспертиза материалов веществ и изделий, которая, например, может разрешать вопросы по частицам лакокрасочного покрытия:

имеются ли на объекте-носителе частицы ЛКП?

является ли данное вещество ЛКП или другим материалом?

каков вид ЛКП?

имеет ли сравниваемые материалы общую родовую, видовую принадлежность?

не составляли ли частицы, изъятые с места ДТП, единое целое с ЛКП данного окрашенного предмета?

каков способ нанесения (заводской или кустарный) лакокрасочного материала на конкретный предмет?

был ли перекрашен исследуемый объект, если да, каков его первоначальный цвет?

Кроме этого экспертиза материалов веществ и изделий исследует: объекты неизвестного происхождения, волокна, металлы и сплавы, нефтепродукты, стекло, пластмассу и резину, почву.

Среди других экспертных исследований, которые могут быть использованы страховщиком, необходимо назвать следующие:

Судебно-химическая экспертиза – разрешает вопросы о составе и свойствах жидких веществ, обнаруженных на месте ДТП.

Физико-механическая экспертиза – разрешает вопросы по механизму воздействий лиц на предметы (разрыв тканей, одежды и др.) и наоборот, механизму взаимодействия человека и частей ТС при заданных условиях.

Судебно-трасологическая экспертиза – разрешает вопросы, связанные с механизмом следообразования, характеристикой следов, оставленных частями ТС.

Судебно-медицинская экспертиза – разрешает вопросы, связанные с причинением вреда здоровью, определением алкогольного, наркотического опьянения.

Судебно-почерковедческая, автороведческая экспертиза - разрешает вопросы, связанные с установлением автора текста, подписи.

Технико-криминалистическая экспертиза документов – разрешает вопросы, связанные с подделкой подписей, печатей, штампов, текстов, методов изготовления фальшивых документов.

§ 8/ Инсценировки краж и поджоги застрахованных транспортных средств

Сектор страхования средств транспорта является в настоящее время наиболее подверженным мошенническим действиям со стороны недобросовестных страхователей. Рассмотрим способы свершения указанных преступлений.

Инсценировка кражи или неправомерного завладения транспортного средства. Данный способ мошенничества является самым распространенным в сфере страхования средств транспорта. Преступники заключают договор страхования транспортного средства, после этого мошенники тщательно планируют инсценировку страхового события, осуществляя следующие действия:

-выбор страхового события ( неправомерное завладение или кража АМТ);

-выбор и подготовка места страхового случая (гараж, автостоянка и др.);

-подготовка инструментов, с помощью которых будут создаваться материальные следы страхового случая;

-подготовка места укрытия транспортного средства;

-выбор способа последующей реализации транспортного средства или его агрегатов;

-определение времени инсценировки;

-выбор способа сообщения о страховом событии;

-распределение ролей среди участников инсценировки;

-обеспечение собственного алиби.

Когда подготовка к предстоящей инсценировке осуществлена, мошенники переходят непосредственно к самой инсценировке. В этих целях преступники осуществляют следующий комплекс действий:

-перегоняют транспортное средство в место укрытия;

-оставляют или создают материальные следы характерные для реального страхового события;

-создают идеальные следы произошедшего случая в сознании других лиц;

-заявляют о страховом событии в органы внутренних дел и страховую компанию;

-дают ложные показания в ходе предварительного расследования,

При инсценировках неправомерного завладения транспортным средством, мошенники разукомплектовывают транспортное средство, демонтируют дорогостоящие детали, тем самым причиняя значительный ущерб объекту страхования.

Заключительным этапом, к которому стремились мошенники, является получение страховой выплаты, а также реализация (полностью или по частям) автотранспортного средства. Как правило, преступники распоряжаются застрахованным автотранспортным средством следующим образом:

1.Реализация автомобиля (мотоцикла) без изменения номеров агрегатов;

2.Реализация транспортного средства с измененными номерами;

3.Смена номерных деталей автомобиля и последующая его реализация;

4.Реализация деталей автомобиля;

5.Изменение номеров агрегатов, документации и дальнейшее использование автотранспортного средства для собственных нужд;

6.Использование для собственных нужд деталей автотранспортного средства.

Примером использования реализации частей транспортного средства после инсценировки страхового события, может быть следующий случай.

Как показали проведенные исследования, мошенники осмеливаются распоряжаться застрахованным автотранспортным средством по истечение продолжительного срока прошедшего после "страхового события". Исключение составляют те случаи, когда преступники заранее обеспечили предстоящую реализацию транспортного средства. Примером тому может служить дело о мошенничестве, возбужденное в отношении молодой супружеской пары в г. Тольяти. Планируя инсценировку страхового события с новым автомобилем ВАЗ-099, мошенники приобрели новый кузов и двигатель (являющиеся номерными агрегатами), а затем поставили "новый" автомобиль на учет, как собранный из запасных частей. После заключения договора страхования молодожены продали автомобиль и заявили о краже транспортного средства.

Умышленный поджог застрахованного транспортного средства. Названный способ мошенничества в отношении материальных интересов страховых компаний является достаточно распространенным. Суть его в том, что хозяин застрахованного транспортного средства (или соучастники) уничтожает транспортное средства путем умышленного поджога. В качестве подготовительных действий мошенники предпринимают следующие:

-выбор места и времени поджога;

-выбор способа поджога;

-поиск средств поджога (легковоспламеняющиеся материалы, горючие вещества и др.);

-удаление из автомобиля дорогой аппаратуры, а также частичное разукомплектование (как правило, преступники демонтируют дорогостоящие детали и агрегаты);

-распределение ролей между участниками инсценировки;

-выработка правдоподобного объяснения страхового события (месть третьих лиц, хулиганство и др.);

-определение способа сообщения о страховом случае;

-обеспечение собственного алиби.

После того, как мошенники подготовились к совершению преступления, они осуществляют непосредственно поджог транспортного средства. Задача преступников обеспечить максимальное повреждение транспортного средства в результате воздействия огня. Это делается, для того чтобы, во-первых, получить при таком ущербе максимально возможную сумму страховой выплаты, а во-вторых, чтобы скрыть следы своего участия в поджоге. Кроме того, преступники не просто осуществляют поджог, а инсценируют поджог, совершенный иными лицами по различным мотивам, а также возгорание автомобиля по другим причинам. Еще одной разновидностью повреждения транспортного средства, является взрыв застрахованного автомобиля. Этот способ используется достаточно редко, т.к. влечет за собой тщательное расследование обстоятельств взрыва и опасность разоблачения мошенников. Часто страхователь-мошенник имитирует активное участие в ликвидации пожара, играет роль потерпевшего от страхового события.

Нередкими являются случаи, когда мошенники инсценируют не только поджог транспортного средства злоумышленниками, но и одновременно другое страховое событие. Так, например, гражданка Климова возвращаясь на собственном автомобиле с друзьями из загородной поездки, находясь в нетрезвом состоянии, не справилась с управлением, в результате чего застрахованная машина перевернулась. Опасаясь, что не получит страховую выплату (т.к. авария произошла по ее вине), Климова решила заявить об угоне. Для большей убедительности она подожгла собственную автомашину.

Заключение договора страхования после причинения ущерба транспортному средству. Рассматриваемый способ мошенничества получил широкое распространение в последнее время. Отличие его от перечисленных способов мошенничества в том, что страховой случай, как таковой, не инсценируется, так как он имел место в действительности. Основная задача мошенников - превратить незастрахованные убытки в застрахованные, путем инсценировки времени наступления страхового события. Как уже было отмечено, этот способ мошенничества реализуется посредством обмана страхового агента при заключении договора страхования, либо путем преступного сговора с ним. Если преступный сговор со страховым агентом состоялся, то договор страхования заключается "задним числом", выполняются все необходимые формальности для обеспечения действенности договора. При этом страховой агент по корыстным и иным мотивам идет на обман страховой компании, в которой работает.

В том случае, когда мошенники пытаются обмануть страхового агента при заключении договора страхования, они стараются воспрепятствовать осмотру транспортного средства, либо повлиять на качество производимого осмотра. Данное обстоятельство обуславливается естественным нежеланием мошенников раскрывать свой преступный замысел. Ярким примером мошенничества совершенного указанным способом, является инсценировка осуществлена сотрудником правоохранительных органов в г. Омске. После того, как хозяин автомобиля обнаружил, что транспортное средство похищено, он обратился в страховую компанию и заключил договор страхования транспортного средства, обманув страхового агента. Затем мошенник, инсценировав время кражи, заявил о страховом событии. Умелые действия сотрудников службы безопасности страховой компании не позволили довести преступный замысел до конца.

Инсценировка страхового события с незастрахованным транспортным средством. Этот способ мошенничества хоть и является достаточно редким, но, на наш взгляд, представляет определенный интерес с точки зрения тактики и методики расследования. Заключается он в том, что мошенники страхуют одно транспортное средство, а затем инсценируют страховой случай с другим транспортным средством, выдавая его за объект страхования указанный в договоре. При этом страховым случаем, как правило, будет уничтожение или повреждение транспортного средства в результате воздействия огня, силы взрыва или иного страхового события, в результате которого транспортное средство претерпело бы значительные изменения. Это обстоятельство объясняется тем, что автомобиль-двойник, бесспорно, отличается по ряду характеристик от застрахованного автомобиля, а указанные страховые случаи практически уничтожают данные отличия. Задача мошенников - убедить страховую организацию в том, что страховое событие произошло именно с объектом страхования, указанным в договоре. Для этого, мошенники перед страховым случаем могут переставить номера с застрахованного автомобиля на незастрахованный, перемещать в транспортного средства предметы личные вещи и т.д. После успешной инсценировки страхового события, мошенники могут рассчитывать на получение страховой выплаты, причем невредимый застрахованный автомобиль остается в их полном распоряжении.

Наши рекомендации