Основные подходы к лидерству: с точки зрения личных качеств, поведенческий и ситуационный

Лидерство – способность влиять на группы людей с целью побуждения к какой-либо деятельности (деятельность может иметь личные или организационные цели)

Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Основные функции лидера – организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.

Лидер- это эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности и власти, а неформальное лидерство – это процесс влияния через авторитет способностей, умений и других качеств.

Отличие лидера от менеджера - у менеджера подчиненные, а у лидера последователь.

Руководитель-это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они выполняли порученную работу.

Есть 3 основных теории (концепции) лидерства:

Подход с точки зрения личных качеств

Сторонники этого подхода стремились выявить перечень тех. личных качеств или черт человека, которые позволят ему быть лидером. Именно эти качества, по их мнению, отличают лидера от не лидера. Ральф Стогдилл и Ричард Манн- проводили исследования в этом направлении.

Дальнейшие исследования привели к выделению 4 групп лидерских качеств:

ü Физиологические качества ( рост, вес, здоровье)

ü Психологические качества (психологическое- эмоциональное состояние)

ü Умственные или интеллектуальные качества

ü Личные, деловые качества ( развиваются по мере жизненного развития человека)

Недостатки теоретических лидерских качеств:

- перечень потенциально важных лидерских качеств оказывается практически бесконечным

- не удалось установить связь между выявленными качествами и лидером.

Поведенческий подход

Сторонники этого подхода считают, что поведение лидера отличается от поведения не лидера. Целью подхода явился поиск оптимального стиля поведения, с помощью которого можно повысить эффективность поведения.

Стиль руководства- это обобщенный вид поведения руководителя в отношении подчиненных в процессе достижения целей.

Первая классификация стилей руководства дана Куртом Левином, он выделил 3 стиля руководства: авторитарный, либеральный, демократический.

Авторитарный стиль:

Природа стиля - сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера, прерогатива в установлении целей и в выборе средств, коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Сильные стороны – внимание срочности и порядка, а также возможность предсказания результата.

Слабые стороны – имеется тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы.

Демократический стиль:

Природа стиля – делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера, принятие решений раздельно по уровням на основе их участия, коммуникации осуществляются активно в 2- х направлениях.

Сильные стороны – усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.

Слабые стороны – требует много времени.

Либеральный стиль:

Природа стиля – снятие лидером ответственности и отречение от власти в пользу группы, предоставление возможности самоуправлении, в желаемом для группы режиме, коммуникации строятся в основном на горизонтальном основе.

Сильные стороны – позволяет начать дело тек, как это ведется без вмешательства лидера.

Слабые стороны – группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Дальнейшие исследования выявили классификацию из 6 лидерских стилей:

1) эксплуататорско- авторитарный

2) благожелательно- авторитарный

3) консультационно- демократический

4) партисипативно- демократический

5) либерально – попустительский

6) бюрократически – либеральный

Ситуационный подход

Ситуационный подход к эффективному лидерствупред­полагает оценку не только действий руководителя и подчинен­ных, но и всей ситуации в целом. Разные ситуации требуют как различных организационных структур, так и различных способов руководства. Руководитель – лидер должен уметь вести себя по разному.

Новвоведения как объект инновационного управления, содержание инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – это управление инновационными процессами.

Инновационные процессы - это процесс генерирования, разработки, освоения, внедрения и распространения инноваций.

Понятие инновации стоит в ряду с такими понятиями как новшество, новация, нововведение. Но эти четыре слова включают всего два понятия, так как новшество и новация – абсолютные синонимы, также как нововведение и инновация.

Инновация отличается от новшества тем, что обозначает внедряемые или уже внедренные новшества.

Новация – какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретения.

Инновация отличается тем, что означает материализированный результат полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации труда.

Новация+инвестиции=Инновация

Новшества и инновации бывают:

5. Технические

6. Технологические

7. Организационные

8. Экономические

9. Юридические

10. Политические

11. Научные

12. Военные

13. Медицинские

14. Образовательные

15. В области культуры

16. В области искусства

Инновационный менеджмент, главным образом имеет дело с первыми тремя видами инноваций. Основной фигурой инновационного менеджмента является новатор. Этим словом называют трех разных, но одинаково важных типа участников инновационного процесса:

1. Новатор – тот, кто генерирует и разрабатывает идеи в силу личных склонностей

2. Новатор – это предприниматель, который в силу личных качеств склонен вкладывать деньги в рискованные инновационные проекты (новатор второго рода)

3. Новатор – потребитель, который в силу своих личных качеств склонен первым приобретать новинки.

Инновационный менеджмент распадается на три основные части:

1. Управление разработкой инновационной идеей

2. Управление инвестиционным портфелем организации

3. Управление, внедрение новых товаров на рынок

Классификация инновации:

1. По источнику возникновения инновационной идеи

· Запросы рынка

· Логика развития фундаментальной науки

· Внутрифирменные проблемы

· Случайность

2. По степени радикальности новизны

3. По сложности и парадоксальности

4. По принципу отношения к предшественнику (открытие, замещение, ограничение, дополнение, возраждение)

5. По масштабам рынка

· Новинка для мира

· Новинка для страны или региона

· Новинка для рыночного сегмента

· Новинка для фирмы или предприятия

Наши рекомендации