Афазия с позиций внутренней картины дефекта как проявление целостного системного подхода к человеку с нарушенной речью
Исследования психических особенностей больных, страдающих афазией, принадлежат в основном Л. С. Цветковой и ее сотрудникам. Весьма ценно, что эти исследования проводились не только с синдромо-, но и с личностно ориентированных позиций (концепции внутренней картины дефекта), т.е. представлении о целостной приспособительной реакции личности на речевой дефект. Так, по мнению Л. С. Цветковой, важно изучение речи субъекта с афазией как способа самовыражения, передачи своих переживаний, мыслей, желаний, передачи и приема информации, выражения эмоционального отношения к себе и к окружающим его людям и явлениям, словом, как способа социальной координации поведения больного и его индивидуального общения. Личность больного исследователи оценивали с позиций деятельностной теории А. Н.Леонтьева (1975), согласно которой личность порождается системой общественных связей человека с окружающим миром. Эта система отношений не является врожденной, а возникает в процессе жизни, во взаимодействии с окружающим предметным миром и людьми. А. Н.Леонтьев считал: чтобы исследовать личность субъекта, надо исследовать его деятельность и ее мотивы. Изучая структуру личности, он существенное место отводил в ней смысловым образованиям, личностному смыслу и мотивам поведения человека. Структура личности, по А. Н. Леонтьеву, представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивов. Одна группа мотивов, понуждая человека к деятельности, придает ей личностный смысл. Эти мотивы составляют смыслообразующее ядро личности.
Основа современных представлений о внутренней картине афазии была заложена уже в исследованиях А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, М. С.Лебединского, В. В. Оппель, В. М. Когана, которые считали, что психические проблемы этих больных связаны с неправильной организацией их отношения к себе, своим возможностям, а также неправильным отношением окружающих, и особенно членов его семьи, к их заболеванию и возможностям. Эти вторичные невротические симптомы возникают у больных с запущенной афазией. Такая постановка вопроса, на первый взгляд банальная, в последующих работах оказалась весьма ценной в контексте изучения внутренней картины протекания афазии и в контексте эффективности рационального восстановительного обучения больных с афазией.
В зарубежных странах, прежде всего в США, в 1950-е гг. получил развитие психотерапевтический подход к больному с афазией, который предполагал работу над его личностными установками, с целью приспособления больного к дефекту, а не на его преодоление (Вепман, Тейлор, Кеннеди, Маркс и др.),
Отечественные исследователи ставили задачу восстановления речи больных с опорой на сохранные личностные структуры (Лурия А. Р., 1948; Лебединский М.С., Коган В.М., 1962; ЦветковаЛ.С., 1972;
Оппель В. В., 1972; и др.). Однако до конца 60-х — начала 70-х гг. у нас все еще мало внимания уделялось экспериментальному изучению личности больных с афазией и специальному влиянию на их личность в процессе реабилитации и социореадаптации. Как у нас, так и за рубежом работы этого направления либо совсем не проводились, либо шли стихийно. Начиная с 1980-х гг. количество публикаций, касающихся изменений личности при афазии, увеличилось. В них описывались уже две группы возможных расстройств — функциональные и органические, и наряду с эмпирическими наблюдениями появилось и экспериментальное изучение личности больных с афазией.
Исследования и практика показывают, что внезапно возникающая инвалидизация, иногда полное отсутствие речи и, следовательно, утрата больным возможности общения с окружающими, неспособность выразить свое состояние, передать и принять информацию, даже осмыслить ту жизненную катастрофу, которая с ним произошла, вызывают острую личностную реакцию на болезнь в инициальном ее периоде. Без понимания того, что происходит со страдающим человеком, и без необходимой помощи порождаемая личностью ВКД может препятствовать излечению. Коррекции требуют структуры, смыслообразующие мотивы поведения больного; отношения его к себе и к окружающим.
Длительное изучение проблем афазии и наблюдения за изменением личности у группы больных дали основание Л. С. Цветковой выдвинуть гипотезу о нарушениях личности у больных с афазией, причиной которых является само заболевание, и провести цикл теоретико-экспериментальных работ по проблеме «афазия и личность». В этих исследованиях решались следующие вопросы: изменяется ли структура личности больных с афазией; какие ее составляющие изменяются наиболее резко; какова частота изменений личности по органическому типу; происходит ли динамика нарушений личности. Исследователей интересовала также проблема факторов, способствующих неустойчивости или устойчивости изменений личности, влияние личности на усиление или ослабление дефектов речи и других высших психических функций. Был исследован также личностный смысл в общей структуре личности больных с афазией, их мотивов и деятельности и др. Вторая группа исследований касалась вопросов непосредственного влияния изменений личности и таких ее составляющих, как мотивация, смысловые образования и др., на состояние психической деятельности больных, проблемы отношений, реадаптации к социальной среде.
Были исследованы такие проблемы, как самооценка больных (Ж. М. Глозман, Л.С.Цветкова, А.А. Цыганок), уровень притязаний (Ж.М.Глозман, Н.Г.Калита), уровень тревожности больных (Ж. М. Глозман, А.А. Цыганок), смысловые образования личности у больных с афазией (Л. С. Цветкова, А. Г. Асмолов, Б. В. Зейгарник), межличностные отношения в малых терапевтических группах (Л.С.Цветкова, А.Петриду; Л.С.Цветкова, М.Ю.Максименко), когнитивная и эмоциональная компоненты внутренней картины болезни (Т.В.Виноградова).
Первая группа экспериментальных исследований имела целью изучение черт личности. Сравнительный анализ снижения самооценки в результате заболевания у больных с афазией показал значительное (в среднем в восемь раз) преобладание расхождения самооценки у больных с афазией до и после восстановительного обучения речи у этих больных в случае успешного восстановления речи, что не наблюдалось у больных с другой нозологией заболевания: у них изменение самооценки было не больше, чем в 1, 5—2 раза.
Л. С. Цветкова выделила два типа изменений личности: устойчивый и динамический. Первый входит в структуру афазии, второй (функциональный) представляет собой личностную реакцию на дефект, которая по мере восстановительного обучения больных и обратного развития речи изменяется — вплоть до исчезновения. Первый тип обусловлен системным характером строения высших психических функций(ВПФ) и включения личности в их формирование, развитие и протекание. В этом случае обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы, самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.
У больных с моторной афазией уровень притязаний на речевые задания был значительно ниже, чем на неречевые, и степень расхождения (как и в эксперименте на исследование самооценки) зависела от степени выраженности речевых дефектов.
Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В таком случае создание благоприятной речевой среды для больного, обеспечение возможностей вербального и невербального общения сначала в маленькой терапевтической группе больных с афазией, а затем в более широкой социальной среде должно благоприятно воздействовать на позитивные изменения личности, на преодоление фобии речи, отрицательных установок и т.д. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации больных обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке больных до и после заболевания, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.
Что касается смысловых образований личности больных с афазией, то здесь имеется как позитивный эффект, так и негативный. Позитивный заключается в том, что у больного изменяется вся иерархия его смыслообразующих мотивов, формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности по реабилитации нарушенных речевых функций, без чего невозможно восстановление высших психических функций и проведение восстановительного обучения. Негативный эффект связан с тем, что в результате болезни возникают противоречия между операционными возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, отрицательная личностная компенсация в виде неврозоподобных изменений личности и возникновения «страха речи».
Динамическая афазия может проявляться в двух вариантах. При » дном из них остается сохранным замысел высказывания, а при втором (при поражении 45-го поля и дополнительной речевой зоны Пенфилда) замысел нарушается. У больных со вторым вариантом динамической афазии обнаруживаются грубые нарушения личности, резко заниженная самооценка, повышенная тревожность (ЦветковаЛ. С., 1990). Изменение личностного и социального статуса больного с афазией — один из самых сильных факторов, вызывающих изменения личности.
Л. С. Цветковой и др. был выделен ряд условий изменения личности у больных с афазией. Первое — сама болезнь, ее специфика, связанная с грубым нарушением речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального общения, утратой трудоспособности. Не менее важно то, что все это возникает внезапно. Второе условие — форма афазии. При разных формах афазии различия обнаруживались в разном характере и степени выраженности изменения личностиТак, по данным Ж. М. Глозман, А. А. Цыганок и Л. С. Цветковой, изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности (Ж. М. Глозман, Н. Г. Калита) в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией. Эти же данные были получены и в работах Л. С. Цветковой, А.Петриду и М. Ю. Максименко. Отсутствие тревожности и завышения самооценки обнаруживаются у больных с динамической формой афазии, которая возникает при поражении зон мозга, прилегающих к фронтальным зонам.
Другие условия, вызывающие изменения личности при афазии, связаны с реакциями на резкое изменение личностного и социального статуса больного и на отношение окружающих к его заболеванию. То, что личностная реакция на болезнь не совпадает со структурными изменениями личности при афазии (хотя они и взаимосвязаны), доказывает исследование тревожности по методу Ч.Спилбергера. В острой стадии заболевания, сопровождающегося афазией, показатели реактивной тревожности выше, чем личностной, а у больных-хроников — наоборот. Таким образом, измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.
В исследовании Т.В.Виноградовой 1979 г. изучены когнитивная и эмоциональная компоненты внутренней картины болезни у больных с очаговыми поражениями головного мозга без выраженных афазических расстройств с тем, чтобы установить значение различных зон мозга для функционирования личности. Внутреннюю картину болезни она понимает как «субъективное отражение в сознании больного совокупности объективных изменений — как соматических, так и связанных с ними более общих изменений жизненного опыта больного, обусловленных болезнью». Очаги поражения мозга у обследованных больных располагались в задних или передних отделах обоих полушарий головного мозга. Наряду с клинической беседой были использованы психологические методы исследования: самооценки Дембо—Рубинштейн, уровня притязаний, незаконченных предложений и методика Спилбергера—Ханина (для оценки реактивной тревоги). Прежде всего исследователь отмечает, что характер внутренней картины болезни оказывает существенное влияние на регуляцию деятельности больного. Далее она подчеркивает неоднозначность полученных результатов, разнообразие выявленных изменений, которые, однако, позволили наметить типичные варианты внутренней картины болезни.Так, при поражении задних отделов левого полушария наблюдались адекватные когнитивная и эмоциональная реакции больного на свое состояние, адекватное планирование будущего, включая установку на выздоровление. Поражение задних отделов правого полушария не затрагивало существенно когнитивную сферу, но приводило, как правило, к неадекватному эмоциональному реагированию на свое состояние, планы и намерения не всегда соответствовали реальным возможностям, и меньшим было стремление выздороветь. Поражение лобных отделов левого полушария приводило к снижению побудительных мотивов, а правых — к двусторонним поражениям, ведущим к оскудению мотивационной сферы. При поражении левого полушария также возникали депрессивные переживания, а поражение правого приводило в крайних случаях к эйфории. Первая реакция, по-видимому, является результатом работы сохранного правого полушария и может рассматриваться как относительно адекватная, свидетельствующая об осознании своей болезни. Вторая свидетельствует о некритичном отношении больного к своему состоянию.
В последние годы для реабилитации больных афазией все чаще применяются методы групповой психотерапии. Исследователи отмечают положительное развитие процесса межличностного общения пациентов в группе благодаря целому ряду специфических годов, направленных на взаимодействие больных, на преодоление их личностных трудностей в деятельности. Повышение групповой сплоченности, «плотности» взаимодействия, влияние групповой деятельности на повышение самооценки, снижение тревожности, формирование жизненных планов и целей, — всеэтосвидетельствует о восстановлении личности больных, их аффективно-волевой сферы, а не о приспособлении их к упрощенной социальной среде.
В заключение следует еще раз сказать, что при афазии нарушаются разные характеристики и черты личности, личность нарушается и структурно, тогда ее дефекты входят в структуру афазии, и функционально, являясь реакцией больных на болезнь и изменение социального статуса. Изменения личности больных с афазией, как и сама афазия, подвергаются обратному развитию три условии проведения рационального восстановительного обучения. Спонтанные изменения в этих случаях не происходят.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «личность». Назовите известные вам отечественные и зарубежные теории личности.
2. Какие факторы и как способствуют фиксации на речевом дефекте?
3. В чем проявляются тревоги и страх при речевых нарушениях?
4. Что определяет уровень самооценки при речевых нарушениях?
5. Как меняется уровень притязаний заикающихся разного возраста и пола?
6. Охарактеризуйте систему жизненных отношений заикающихся.
7. Какова внутренняя картина дефекта при системном речевом расстройстве (афазии)?
Рекомендуемая литература
Белякова Л. И. Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания // Клиника и терапия заикания: Сб. науч. трудов / Под ред. Г.В.Морозова. — М., 1984.
Блохина С. И., Набойченко Е. С., Калюш А. В. Медико-психологическая программа «Ответственное родительство» в системе реабилитации семьи ребенка с врожденной челюстно-лицевой патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. ~ М., 2002.
Болдырева Т.А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения психолого-коррекционной работы // Клинико-организационные вопросы общей и судебной психиатрии. — М., 1986.
Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990. Волкова Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося // Заикание:
Проблемы теории и практики / Под ред. Л.И.Беляковой. — М., 1991.
Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
Калягин В.А., Мацько Л. Н. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся // Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986.
Калягин В.А., Калягина Л. В. Коммуникативные проблемы заикающихся и больных неврозами // Заикание: Проблемы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. - М., 1991.
Ковшиков В.А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией / Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция: Межвузовский сб. науч. работ. — СПб.
Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л. 1972.
Панин М.Г., Иванов С.Ю., Михайлова В. В. Психологическая оценка больных с врожденными деформациями челюстей // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. — М., 2002.
Телеляева Л. М. Голосовая патология при некоторых нервно-психических заболеваниях // Дмитриева А.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л. и др. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.
Тхостов А. Ш. Болезнь как семиотическая система //Вест Моск. ун-та Сер. 14, Психология. — 1993. — № 1.
Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход — М.; Воронеж, 2001.
Цветкова Л. С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. — М., 1990.
Чистоградова И.А. Особенности психического развития детей с врожденной челюстно-лицевой патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. — М., 2002.
Шкловский В. М. Заикание. — М., 1994.