Метод системного подхода и системного анализа в государственном (конституционном) праве

Системный подходпредставляет собой совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов, явлений или процессов в целом, представив их в качестве систем со всеми сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и на окружающую среду, а также влиянием самой системы на ее структурные элементы».

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены единством цели и функциональной целостностью, и при этом свойство самой системы не сводится к сумме свойств элементов. Объединение элементов в систему осуществляется в результате формирования согласованного взаимодействия (сложения усилий) в нечто новое, обладающее интегративным качеством, которым эти элементы до объединения не обладали. Основным условием наличия системы является целостность системы: она выступает как нечто целое относительно окружающей среды.

При проведении системного подхода проводят вначале декомпозицию (расчленение) общей задачи на совокупность частных задач с учетом взаимосвязи всех имевшихся в системе внешних и внутренних связей (с их знаками). По результатам проведения анализа затем осуществляется синтез системы (т.е. воссоединение элементов в одно целое с учетом ранее разорванных связей).

Применение этого подхода обусловлено системностью рассматриваемого в конституционном праве предмета исследования как общественного образования. Его элементы, в свою очередь, выступают как системы более низкого иерархического уровня. Используя понятия «система», «элемент», «связь», раскрывается ряд конкретных связей, существующих внутри рассматриваемого предмета исследования и между составляющими его частями.

Для науки конституционного права системный подход ценен тем, что общество, право и государство предстают перед познающим субъектом как сложные образования, обладающие системными свой­ствами. Важнейшим звеном первого из них является человек, второго - норма права, третьего - государственный орган (с определенной точки зрения, возможны и иные). Системный подход позволяет в сложной гамме взаимосвязей внутри этих системных образований и между ними, в полифонии взглядов на суть, содержание, формы, ха­рактер, направления этих связей выявить и рассмотреть главное, об­разовать их «сухой остаток». При последовательной реализации методологии и логики системного подхода в области науки конституци­онного права создаются благоприятные условия для того, чтобы уйти от схематизированных, упрощенческих взглядов, концепций, увидеть «человечное» в человеке, «очеловечить» общество, право, государст­во и на этой основе сформировать более гуманные и максимально приближенные к законам природы научные рекомендации и предло­жения, направленные на развитие права, совершенствование законо­дательства и практики его реализации (применения), улучшение ор­ганизации и деятельности публичной власти и ее структур.

Системный анализсводится к уточнению сложной задачи и ее структуризации в серию частных задач, решаемых с помощью совокупности логико-эвристических и количественно-качественных (в том числе, экономико-математических) методов, нахождению критериев их решения, детализации целей, конструированию эффективной организации для достижения целей.

Сформулированные постановки задач (общей научной задачи и частных задач) относятся к многокритериальным, слабоструктурированным и трудноформализуемым задачам принятия решений, т.к. несут в себе неполноту исходной информации, неопределенность, нечеткость и неоднозначность целей, критериев, исходных данных. При решении таких задач важны ассоциативность мышления, опыт, интуиция, использование экспертных систем, основанных на базах знаний.

Системный анализ любого объекта проводится поэтапно:

1) Определение исследуемого объекта как системы (т.е. выделение системы, подлежащей изучению) и ее структуризация; уточнение границ этой системы. Четко отражаются: а) особенность системного подхода, начальным моментом которого выступает именно описание системы, а не отдельного элемента; б) выделение основного системообразующего признака – цели, которой подчиняется ее деятельность, или предпочтительность состояния, к которому она стремится; в) описание окружения системы, с которым она взаимодействует; г) определение набора необходимых условий, обеспечивающих нормальное её функционирование; д) выделение соответствующих структур или компонентов, посредством которых обеспечиваются нормальные условия функционирования, необходимые для реализации ее основной цели; е) определение составляющих ее элементов в соответствии с их местом в структуре и функциями, выполняемыми ими по отношению к целому или какому-либо структурному уровню; ж) описание связей координации, существующих между отдельными компонентами, элементами системы.

2) Постановка общей задачи – определение объекта исследования, уточнение целей, задание показателей и критериев для изучения объектов и управления им, определение границ задачи.

3) Составление математической (абстрактной) модели исследуемой системы: параметризация, установление зависимостей между введенными параметрами, упрощение описания системы путем выделения подсистем и определения их иерархии, окончательная фиксация целей и критериев.

4. Решение поставленной задачи (оптимизация или рационализация; синтез; интерпретация полученных результатов).

Таким образом, создается модель системы (называемая также абстрактной системой), помогающая лучше ее понять, выделить главное – то, благодаря чему можно поставить и решить поставленную задачу. Результаты исследования абстрактной системы переносятся на реальные изучаемые системы (объекты исследования). В этом смысл применения системного анализа в условиях неполноты информации, неопределенности и т.п.

Наши рекомендации