Р.Декарт как основоположник рационализма Нового времени: особенности трактовки сознания и психофизической проблемы. Картезианская проблема человека

Зеленым я отметила нововведения Д

Канва времени: схоласты всем надоели. Были эмпирики (Бэкон, Локк) и рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Становление предмета психологии - сознание

ВВЕДЕНИЕ

«Спорить со схоластами все равно, что драться со слепым в темном подвале»

Необходимо найти рациональный прием как средство противостояния схоластам à метод систематических сомнений (все надо подвергать сомнению, нельзя усомниться только в сомнении)

В новое время онтологическое основание мира – субстанция.

Четко знать различия: субстанция, атрибут и модус

· Субстанция – сущностная первооснова мира

· Атрибут – неотъемлемые св-ва субстанции, которые проявляются в

· Модусах

Что чем порождается: у субстанции есть атрибуты – неотъемлемые св-ва, проявления атрибутов – модусы (то есть свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится). То есть модусы вторичны по отношению к атрибутам. Но первичная основа и М и А – субстанция.

Дуализм Декарта: в основании мира 2 субстанции

1. Материальная (атрибут – протяженность (это способность занимать пространство))

2. Духовная (атрибут – мышление (это последовательность актов сознания))

А ТЕПЕРЬ ЖДАН

Р. Декарт (1596-1650)

Декарт первый дал критерий психического процесса – сознания (до этого аристотелевская душа), то есть психика – это сознание, а не душа, как до этого

В XVII веке психика начинается рассматриваться как внутренний мир человека, открываемый ему в процессе самонаблюдения.

Психика имеет особое духовное бытие в противопоставление телу и всему внешнему.

Ввел понятие рефлекс à развитие естетв-науч анализ поведения животных и человека

В учение Декарта пси и философ аспекты в неразрывном единстве – «Страсти души»- истинно пси произведение

Изначально Д изучал природу, а не соотношение души и тела

Проблема метода – центральная (трактат «Рассуждение о методе» (1637)) Требования:

· Правило очевидности – «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»

· Делить каждое из затруднений на столько частей, сколько нужно для их преодоления.

· Придерживаться определённого порядка, начиная с предметов наиболее простых и восходя к предметам наиболее сложным, предполагая порядок даже там, где он не дан в наличии.

· Составлять перечни и обзоры максимально полные, чтобы гарантировать отсутствие упущений. Перечни гарантируют полноту анализа, а обзоры – полноту синтеза.

Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно-научным методом.

Нет прочных оснований в философии и др науках à метод систематического сомнения (сомневался в достоверности чувственного познания, например, но «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит», поэтому «я мыслю, следовательно, я существую» )

Сущность «Я»

1. я есть человек – неверно, так как приводит к постановке новых вопросов.

2. Я=тело + душа (от Аристотеля),нет теоретического доказательства в обладании ими.

3. Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение — акт мышления àот сущности «Я» неотделимо только мышление(!!!)

Психика

Декарт отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний.

«Под словом «мышление» (cogitatio) я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить»

«Мыслю, следовательно существую»: м-е – сознание, с которым отождествляется психика. Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание, по Декарту, не имеет степеней.
М-е - духовный, абсолютно бестелесный акт, приписывается нематериальной мыслящей субстанции

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных.

è Различие духовной (дух) и материальной (мат) субстанций: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим àдуша не находится ни в каком отношении ни к протяженности, ни к измерениям или каким-либо другим свойствам материи, из которой состоит тело, а связана со всей совокупностью его органов.

è Дух и мат субстанции – независимы.

o Мыслящая вещь, или субстанция, сущность - в мышлении— это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть или существовать без него».

o Тело описывает как физик, ему присуще тепло и движение. Сравнивает его с машиной, часами. Как влияют нервы на движения мускулов и работу органов чувств à «животные духи» - очень маленькие и быстродвижущиеся тела -«телесный принцип всех движений частей нашего тела»

Нервы – трубочки от мозга, внутри них натянутые ниточки. Я касаюсь горячего à натянутая ниточка приходит в движение и открывает клапаны в мозге à высвобождение животных духов à сокращение мышцы à одергивание руки à ДА ЭТО ЖЕ РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП

Разнообразие движений опр внешними предметами и неодинковой подвижностью духов

Наши рекомендации