Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Развитие философской мысли связано с развитием капиталистических отношений и в 16-18 вв по Западной Европе прокатилась волна буржуазных революций (Нидерланды, Англия, Франция). В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феодального дворянства и духовная диктатура церкви. Более интенсивным стало развитие промышленности, торговли, науки. Развитие промышленности, науки (бурж отношений) предъявляло новые требования к естественным наукам, к методологии науки.. В этот период возникла наука Нового времени, т.е наука в современном понимании. Происходят очень важные изменения в области естественных наук. Начинается отпочкование науки от влияния философии и теологии. В 16-17вв- развитие математики, 17-18вв- -механики, 18-19вв – физики, химии, биологии, политэкономии. Выделяется механика, которая получила быстрое развитие. Точка зрения механики и математики казалась тогда всеобщей. В механике мыслители видели ключ к тайнам всего мироздания. Применение механического вызвало поразительный прогресс в познании физического мира.

Особую роль играл открытый Ньютоном закон всемирного тяготения, который заложил основу нового понимания мира. Содержание научного метода Ньютона составляли принципы, установленные на основе опыта путем индукции. Этот метод имел целью противопоставление достоверного естественно научного знания домыслам, догадкам античной натурфилософии, т.к. она выдвинула немало здравых научных идей, которые не всегда были подтверждены.Ньютон выдвинул лозунг: «Гипотез не измышляю». (Все построено на основе индуктивного метода).

Важное значение в философии заняла проблема метода и методологии научного познания. В связи с развитием производительных сил, техники, науки эта проблема приобретает особое значение. Этот вопрос о методах науки поляризует философское мировоззрение. С одной стороны – математика, естествознание воздействуют на философию в направлении рационализма, с другой стороны – возникает эмпирическая (опытная) методология. Основы эмпиризма заоложил Ф.Бэкон. Основоположник рационализма – Р.Декарт Английский философ Ф.Бэкон - родоначальник материализма Нового времени. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер – там, где она остается схоластичной, она неистинна. Бэкон основал новую науку – методологию экспериментального естествознания, которую считал залогом будущего могущества человека, его господства над природой. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков» - заблуждений. Источники заблуждений: «идолы рода»(обусловлены природой людей) – человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «идолы пещеры»(ошибки некоторых групп людей) – ошибки индивидуального характера. Зависящие от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «идолы рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «идолы театра» - подчинение ума ошибочным воззрениям, слепая вера в авторитеты. Главный труд Бэкона – «Новый органон». В нем противопоставлено новое понимание науки тому, на которое опирался «Органон» Аристотеля. Высшая задача познания – завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. «Знание – сила». Действительной силой оно может стать только тогда, когда оно истинно и основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Бэкон различал 2 вида опытов: «плодоносные» - их цель- принесение непосредственной пользы человеку; «светоносные» - их цель – не непосредственная польза, а познание законов, явлений и свойств вещей.

В утопии «Новая Атлантида» Бэкон развил мысль о преобразовании всей производственной основы общества при помощи науки и техники. Он говорит о роли науки в рационализации производства и всестороннем развитии экономики.

Но Бэкон, провозглашая материалистические принципы, допускал существование бога, науки теологии, признавал двоякую форму истины – не только научную, но и религиозную.

Р. Декарт.

Как и Бэкон, Декарт важнейшую цель знания видит в покорении природы человеком и в совершенствовании самой природы человека. Но критерием истины видит не в эксперименте, не в практике, а в сознании. Декарт полагал, что источником достоверного знания может быть только разум. Декарт считает, что надо начинать познание со всеобщего радикального сомнения. Оно приводит к утверждению возможности достоверного знания. Во всем есть сомнение, но сам факт сомнения является несомненным. Сомнение – это акт нашего мышления: «Я мыслю, следовательно, я существую!» Декарт разработал рационалистический метод познания. В основе этого метода – интуиция и дедукция. Этот метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучение их в отдельность, а затем – движение мысли от простого к сложному.

Характерной чертой философии Декарта является дуализм, сочетает элементы и материализма и идеализма. В своей «Космологии»(учение о строении мира), «Космогонии» (учение о происхождении и развитии планетной системы), физике и физиологии Декарт – материалист. В то же время в психологии, теории познания, учении о бытии он – идеалист.

Идеализм и эмпиризм – это 2 крайности. В процессе познания нельзя руководствоваться только крайностями, должно быть правильное сочетание рационализма и эмпиризма.

Методологии Бэкона и Декарта утверждали ведущие методологические принципы науки Нового времени, т.е. науки, которая должна быть определена как механистически-материалистическая наука.

Наши рекомендации