Проблема научного познания в философии Нового времени. Диалема эмпиризма и рационализма.

Особенности Ф.Н.В.:1.Наукоцентризм(в центре проблема научного познания).2.бесконечная вера в разум.3.Разработка идеи общественного прогресса как бесконечного совершенствования.4.Формирование атеизма как учения о несуществовании бога и сверхестественных сил.

Эмпиризм - направление в гносеологии, .истинна дана в опыте и благодаря ему. У истоков эмпиризма стоял

Ф. Бэкон. Опыт - это совокупность всех

данных полученных с помощью органов чувств. По мнению Бэкона знания можно получить только в том случае, если устранить из познавательного процесса познания субъективные особенности чел­ка. Этому может поспособствовать эксперимент и правильно выбранный метод. Согл. Бэкону создание челка устроено так, что в нем всегда есть заблуждение т.е «идолы» Идолы: 1 рода -антропосоциоморфозм приписывание окруж миру черт хар-ных для чел-ка и общества. 2 пещеры -индивидные психологические особенности каждого чел-ка, его личный опыт. 3 рынка - господство общественного мнения и заблуждения хранящиеся в языке. 4.театры - господство авторитетов ( речь идет о Аристотеле) По Бэкону существует 3 пути познания: 1 путь муравьям - путь «голого империзма», когда собранные факты не получают теоретического обобщения. Теоретическое обобщение - выявление причинно-следственных связей. 2 путь паука – в основе лежат догмы не подлежащие

критики. 3 путь пчелы - путь

экспериментального естествознания, когда

собраны эмпирический материал получает

теоретическое. Наиболее эффективным методом явл. индукция т е способ рассуждения, когда мысль от частных фактов к общему выводу.

В противовес эмпиризму фр.философ Рене Декарт разрабатывает идеи рационализма-направление в теории познания, в кот.основой познания и источником истины считается разум.

Философское воззрение т. Гобса и Дж. Локка.

Дж. Локк обращает внимание на особую роль ощущения и разрабатывает сенсуализм. Он выдвигает внешний опыт- основанный на ощущении и внутренний-связанный с деятельностью разума, который вырабатывает понятия, идеи.

Наиболее общим понятием Локк считал понятие субстанции – основа миры, которая для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя (материя).

Последователем Локка был Гобс(1588-1679) выводил ощущения из д-я вещей на наши органы чувств, признавая само существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека.

Развитие идей рационализма в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница.

Рационализм- направление в теории познания, согласно которому истина дана в разуме и благодаря ему. Основоположник рац-лизма- Рене Декарт

Декарт устраивает след. рассуждения: 1. можно сомневатся во всём поскольку ни о чем Нет достоверных знаний

2. единственное в чём не приходится сомневаться

что в акте самого сомнения

3. если мыслю и обнаруживаю сомнения-значит

Существую.

4.Еслисуществую и в собственном мышлении Обнаруживаю знания о мире,значит окруж мир

существует.

По мнению Декарта наиболее эффективным Методом познания явл. дедукция Дедукция -это способ рассуждения в рамках Которого мысль движится от общих положений к

частным выводам

Декарт стоит у истоков нового Европ-го рационализма, для которых характерны след черты: 1. Научный рационлизм-он демонстрирует бесконечную веру в науку и считает, что только Наука имеет право претендовать на получение Истинного знания

2. Экономиеский рационализм-принцыпом Которого явл. МАКСИМУМ прибыли и мин

Затрат

3. политический рационализм- ориентированный На решение соц проблем и конфликтов политич-ми средствами

4. Новый рационализм является методологическим основанием для формирования мировоззрения.

Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию

Наши рекомендации