Классификация решений

Признак Тип решения
Содержание Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.
Содержательно-функциональный Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.
Лица, принимающие решения Индивидуальное, групповое
Управленческая ситуация Принятие решения как процесс. Принятие решения как выбор
Степень неопределённости (полноты информации) Решения в условиях определённости. Решения в условиях риска (вероятностной определённости). Решения в условиях неопределённости (частичной или полной)
Направленность На решение внешних проблем. На решение внутренних проблем
Число целей Одноцелевые. Многоцелевые
Степень охвата и влияния (срок действия) Стратегические (долгосрочные). Тактические (среднесрочные). Оперативные (текущие)
По возможности программирования Программируемые. Непрограммируемые
Возможность формализации Полностью формализуемые. Частично формализуемые. Неформализуемые
Обязательность выполнения Директивные. Рекомендательные
Важность Важные. Маловажные
Уровень управления Государственные. Региональные. Решения на уровне отдельных организаций. Решения внутри организаций
Уровень творчества Рутинные. Творческие
Степень повторяемости Периодически повторяющиеся. Непериодические. Уникальные
Функции управления Плановые. Организационные. Мотивационные. Контрольные
Форма Письменные. Устные. На электронных носителях
Срочность Срочные. Несрочные
Подход к принятию решения Интуитивные. Основанные на суждении. Рациональные

Решения делятся на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения – это высокоструктурированные решения, выполняемые по определенному формальному алгоритму. При этом число рассматриваемых альтернатив ограничено. Такие решения принимаются обычно для часто повторяющихся ситуаций. Примером запрограммированного решения может быть распределение премии в организации пропорционально заработной плате.

Незапрограммированные решения – это неструктурированные решения, не поддающиеся формализации.Применяются обычно в новых ситуациях с неизвестными факторами. При этом может рассматриваться множество альтернатив. Примером незапрограммированного решения может быть определение целей организации.

На практике как правило не используется тот, или иной тип решения в чистом виде.

По используемому подходу к принятию решения делятся на:

- интуитивные;

- основанные на суждениях;

- рациональные.

Интуитивные решения основаны только на ощущениях. Здесь не проводится сравнение альтернатив, не анализируется ситуация. При этом многое зависит от личных качеств менеджера, его психологического состояния. Чаще такие решения приходится принимать менеджерам высшего звена, так как именно они больше всего сталкиваются со сложными неформализуемыми ситуациями.

Решения, основанные на суждениях принимаются на основе знаний или прошлого опыта.При этом на основе здравого смысла выбирается лучшая из ранее использованных альтернатив. Поскольку на практике ситуации часто повторяются, то с решениями этого типа руководителям приходится сталкиваться чаще всего. Примером такого решения может быть выбор курса обучения абитуриентом на основе своего школьного опыта освоения различных предметов.

Именно из-за частой повторяемости жизненных ситуаций такое большое значение придается опыту при найме на работу.

Но не всегда можно принимать решения на основе прошлого опыта, поскольку это ведет к шаблонности, консерватизму в управлении. Все новое всегда сопряжено с риском, поэтому люди тяготеют к стандартным решениям. Опасность риска можно снизить, подходя к решению рационально.

Наши рекомендации