Введение в искусство определения психотипов

Возможность точно определять принадлежность человека к тому или иному психотипу опирается не столько на логические знания, сколько на опыт. Аналогию можно провести с тем, как каждый взрослый человек способен определить, кто перед ним: мужчина или женщина. Для этого совершенно необязательно проводить многочасовое тестирование или заглядывать человеку в штаны (даже в тех случаях, когда человек имитирует свою принадлежность другому полу). Умение приходит с опытом, как у ребёнка, который постепенно начинает отличать мужчину от женщины. Трудность определения психотипа упирается только в то, что человек с возрастом перестаёт учиться, а начинает изучать, т.е. воспринимает окружающую действительность не телом, а умом, переходит от непрерывного восприятия к дискретному, что облегчает структурирование, но лишает возможности воспринимать целостно.

Каждый человек, живя в социуме, вынужден в большей или меньшей степени имитировать свою принадлежность к иным психотипам. Необходимость выполнять сложные социальные роли и соответствовать неким общественным эталонам заставляет человека нарабатывать привычки и вести себя так, что его изначальный психотип покрывается всё новыми и новыми «культурными слоями» и делается недоступным для логического восприятия. Человек становится в какой-то мере защищённым, но лишается возможности развиваться и переходить на иные уровни восприятия, т.к. вся энергия идёт на поддержание образа.

Определить психотип человека можно, замечая, в первую очередь, его неконтролируемые, естественные проявления: жесты, телодвижения, тембр голоса, реакцию на внешние сигналы и многое другое. В счёт идёт не то, что человек хочет преподнести в виде своего образа, а те небольшие искажения в образе, которые прорываются сквозь хорошо поставленный голос, контролируемую мимику, натренированную походку, дозированное выделение эмоций. Чтобы замечать эти микропроявления естественности в другом, человек сам должен быть очень внимателен, и, как ни странно, внимателен прежде всего к себе. В некоторых учениях эта настройка внимания называется «помнить себя» или «быть в моменте».

Искусство определения психотипа опирается на искусство правильной настройки внимания.

Переход от автоматического восприятия людей по половому признаку к такому же естественному восприятию человека по его принадлежности к конкретному психотипу и к определённому уровню развития личности – это эволюционный шаг в развитии сознания. Такой шаг может способствовать переходу личности на новый уровень развития. Перемены в восприятии сравнимы с переходом из состояния опьянения в состояние трезвости. При этом повышается скорость обратной связи с окружающим миром, человек становится более адаптированным в социуме.

Чтобы совершить такой переход, мало просто изучать психотипы. Надо изучать себя, трезво и честно оценивая собственный уровень, перетянув при этом часть энергии с инстинкта продолжения рода на инстинкт самосохранения.

В соционике имитационные, наработанные качества личности рассматриваются не как приобретенные, временные, а как базовые, при этом личности не разделяются по уровням развития. Из-за этого отсутствует объемность восприятия конкретного человека, а типирование происходит линейно. Это является главной причиной нестыковки различных соционических школ. От того, на каком личностном уровне находится основатель той или иной школы, и к какому базовому психотипу он принадлежит, и зависит его видение личности. Но, пока человек жив, его личность находится в динамике: или эволюционирует, или деградирует, или имитирует, но только не находится в точке покоя.

Для того чтобы трезво, бесстрастно и невовлеченно происходило типирование, сам типолог в этот момент должен поместить себя в точку, где он не принадлежит ни к какому полу, ни к какому психотипу, где отсутствует жалость к себе, и где мотивацией является не самоутверждение, а самосохранение.
Может вы заметили, что все соционики, предлагающие методики типирования, говорят только о методике и способах, а о собственном восприятии и методах его развития почему-то умалчивают.

Но именно осознание своей смертности позволяет человеку или развиваться, совершая личностный рост, или разрушаться, нарабатывая системы психологической защиты от этого знания. Лев Толстой писал: «Всё, что делает человек в течение жизни, он делает, чтобы не слышать дыхания приближающейся смерти». Но тот, кто слышит дыхание смерти способен эволюционировать, у него просто нет выбора. И одним из шагов по пути эволюции является способность воспринимать людей не только по половому признаку, но и по принадлежности к одному из 4-х базовых, неменяющихся психотипов, с динамичными, взятыми у других психотипов, имитационными качествами, одновременно оценивая уровень личной силы, являющейся главным показателем принадлежности к определенному уровню развития личности.

Если переходить к более конкретному описанию психотипов, то следует отметить, что наиболее часто в северных странах встречаются представители правого внешнего и правого внутреннего психотипов, реже левого внешнего, и ещё более редко – левого внутреннего психотипа. Причём, если количество «правых» мужчин и женщин примерно одинаково, то среди людей «левых» мужчин гораздо больше, чем женщин. Почему?

И большее количество людей правых психотипов, и редкость женщин левых психотипов обусловлена необходимостью выживания социума: чем эффективнее данный психотип способен хранить и прививать следующим поколениям правила и нормы жизни социума, тем больше людей данного психотипа необходимо социуму. Происходит естественная саморегуляция, подобная тому, как естественным образом в предвоенные и военные годы рождается больше мальчиков, а в мирное время – девочек.

В странах, расположенных ближе к экватору, где выживать проще, преобладают представители левых психотипов, т.е. те, кто больше руководствуется чувствами и желаниями, а не традициями и обязанностями, как люди правых психотипов.

Ниже будут даны характеристики 4-х базовых психотипов. Да, их всего 4, а не десятки, как может казаться. Чтобы это видеть, надо смотреть не на следствия, а на первопричины, т.е. выявлять принципы, объединяющие людей с разными имитационными наработками в один базовый психотип. Собственная важность заставляет человека усложнять свой образ, который не вмещается в понятие «базового психотипа». С детства в нашем описании мира отсутствует причисление себя к 1/4 окружающих нас людей, мы идентифицируем себя только как «половинок» - мальчиков или девочек. Но, если люди часто не могут найти в течение жизни свою физиологическую «половинку», как они могут решиться на поиск недостающих 3/4 их личности, необходимых для обретения целостности? Это кажется невыполнимым, сама идея о необходимости и возможности успешного решения такой задачи отметается ещё до её рассмотрения. Человек выбирает идти «вширь», пытаясь быть сразу всеми базовыми психотипами, и не развивает максимально то, в чём он действительно одарён изначально.

Принадлежность к одному из 4-х базовых психотипов - это данность, которая не может меняться на протяжении жизни. Все мы живём на одной планете, у всех нас есть ДНК, принадлежность к полу и принадлежность к базовому психотипу. Это не делает нас ущербными и примитивными. Это просто означает, что мы можем быть гармоничной частью упорядоченного мира.

Наши рекомендации