Психологические аспекты реабилитации личного состава после пребывания в зоне вооруженного конфликта

Третий, постэкстремальный этап включает в себя комплекс различных психологических воздействий и связанные с ним психологические и социальные мероприятия, направленные на восстановление психического здоровья и работоспособности у сотрудников и военнослужащих после пребывания в экстремальных условиях по возвращению в места постоянной дислокации.

По прибытии к месту постоянной дислокации производится медико-психологическое обследование всего личного состава подразделения на предмет диагностики посттравматических (ПТСР) и острых стрессовых расстройств (ОСР) как специфических форм нарушений психики.

Структура этих расстройств психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений. Это симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающего всякий раз сильный психологический дистресс у индивида и «симптомы избегания», проявляющиеся в стремлении и попытках настойчиво избегать мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о травме. При этом отмечаются такие явления как сужение спектра и уменьшение силы эмоционального реагирования, заметное снижение интереса и участия в ранее значимых видах деятельности, чувства зависимости или отчужденности от людей, сокращения или отсутствия будущего, и ряд других.

Другой общей для обеих категорий постстрессовых нарушений подгруппой симптомов являются устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации (не присутствовавшие до травмы). Эта подгруппа отражает явления как общей повышенной возбудимости центральной нервной системы, свойственной пострадавшим с последствиями психической травмы, так и повышенную реактивность их психики в отношении специфических, своего рода «ключевых» раздражителей. Она включает в себя:

• нарушения сна (трудности засыпания, бессонницу);

• раздражительность, вспышки внезапного гнева;

• трудности сосредоточения, концентрации внимания;

• повышенную (не соответствующую ординарным обстоятельствам) бдительность;

• готовность к оборонительной реакции «бей или беги».

В структуру острых стрессовых расстройств, кроме этих общих признаков, входит подгруппа так называемых «диссоциативных» симптомов, наблюдавшихся либо в период травмы, либо впоследствии:

• субъективное ощущение эмоциональной зависимости, «притупления» или отсутствия эмоционального реагирования;

• сужение сознания об окружающем мире («спутанность»);

• дереализация;

• деперсонализация;

•диссоциативная амнезия (неспособность вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события).

Присутствие указанных нарушений является необходимым, но недостаточным условием постановки диагноза ПТСР или ОСР. Еще один критерий, дополняющий картину постстрессового состояния, состоит в том, что расстройства обуславливают клинически выраженный дистресс или нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Этот критерий можно назвать функциональным: он связан с нарушением психологической адаптации, нарушением (или снижением) профессиональной работоспособности, ухудшением качества жизнедеятельности в целом в связи с перенесенной психической травмой.

Наконец, последний, временной критерий позволяет дифференцировать ПТСР и ОСР с одной стороны, и подвиды собственно ПТСР – с другой. Точкой отсчета является само по себе травмирующее событие или таковые обстоятельства. Острое стрессовое расстройство возникает в течение 1 месяца с момента травмы и продолжается от 2 дней до 4 недель, посттравматическое – спустя не менее 1 месяца после травмы и имеет продолжительность более 4 недель.

В соответствии с особенностями проявления и течения, различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств:

• острое (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством), развивающееся в сроки до 3 месяцев;

• хроническое, имеющее продолжительность более 3 месяцев;

• отсроченное, когда расстройство возникло спустя 6 и более месяцев после травматизации.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией – посттравматическими личностными расстройствами, что представляется достаточно логичным шагом, учитывая, что присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений у сотрудников ОВД используется ряд методов: опросник травматического стресса (И.О. Котенева), шкала стресса, шкала для клинической диагностики ПТСР, шкала оценки влияния травматического события (ШВТС), шкала влияния травматического события, опросник депрессивности Бека, опросник выраженности психопатологической симптоматики, миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций.

Коррекция постстрессовых состояний сотрудников, подвергшихся воздействию боевого стресса, имеет определенную специфику, обусловленную, с одной стороны, особенностями патогенеза, заключающимися в единстве влияния факторов, связанных с экзогенными воздействиями, травматическим стрессовым событием и постстрессовым окружением, а с другой – стремлением к независимости, анозогностическимотношением к имеющимся изменениям, недоверчивым отношением к окружающим в целом и к психологам в частности. Из этих особенностей вытекает необходимость использования адекватных методов воздействия, а также ориентация на запросы и ожидания пациента, на его психическое и психологическое состояние при выборе стратегии и объема психологического вмешательства.

Необходимо иметь в виду и достаточно четко отдавать себе отчет в том, что любая психологическая помощь человеку не может навязываться. Она может быть оказана лишь при соответствующей просьбе о ней и никак иначе. Когда нам кажется, что мы видим нуждающегося в нашей помощи человека и тут же начинаем ему помогать, то результат этой помощи будет иметь прямо противоположный результат, так как в данной ситуации мы зачастую помогаем самим себе самореализоваться, самоутвердиться как специалисту в области практической психологии. До той поры, пока сотрудником не будет принято внутреннее решение о желании разрешить свои психологические проблемы и не прозвучит просьба о помощи, психологи просто не имеют права вторгаться в его внутренний мир и духовную жизнь.

Психокоррекция постстрессовых расстройств содержит большой арсенал самых разнообразных методов, включающий в себя психодинамическую психотерапию, разнообразные варианты бихевиоральной психотерапии, семейную психотерапию, экзистенциальную психотерапию, гипноз, наркокатарсис, пневмокатарсис, нейролингвистическое программирование, когнитивную психотерапию, телесно-ориентированную терапию и др.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите задачи психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях.

2. Назовите характерные признаки расстройств психологического состояния сотрудников ОВД.

3. Назовите подвиды посттравматических стрессовых расстройств.

4. Что такое психическая демобилизация?

5. Что такое психологический шок?

6. Что такое деморализация?

Глава 16. Консультирование сотрудников по психологическим аспектам оперативно-служебных задач

Наши рекомендации