Значение психологии Нового времени
Были сформулированы основные теоретико-методологические принципы будущей экспериментальной психологии.
Недостаток: непоследовательность, половинчатость, колебания философско-психологических систем (переход от феодализма к капитализму)
Ф.Бэкон (1561-1626гг.) –основатель английского материализма и эмпирического направления в психологии.
Передовые позиции в XVII в. занимала Англия
Книга Бэкона «Новый органон». Он не смог преодолеть влияния богословских идей. По его мнению человек наделен 2 душами: чувствующей и разумной. Чувствующая душа представлялась ему как невидимое глазу телесное вещество, пульсирующее по всему телу и проявляющее себя в ощущениях и восприятиях. Все ощущения между собой связаны и зависят от внешних раздражителей.
Восприятие считается более главной формой, чем ощущения. Весь чувственный материал обрабатывается разумной душой, которая проявляется в памяти, воображении, мышлении.
Бэкон считал. Что по степени развитости памяти, воображения и мышления можно классифицировать людей, их род занятий (память – история, воображение – поэзия, искусство, рассудок – наука)
Все человеческие недостатки сведены к 4 видам: призраки Рода, Пещеры (обусловлены природными свойствами человека и его психики), Рынка, Театра (особенности совместной жизни людей)
Призраки Рода – человек искажает природу вещей, например, человеческому глазу недоступно атомарное строение вещей, следовательно, наши ощущение и восприятие обманывают нас (в помощь – микроскоп)
Призраки Пещеры – связаны с индивидуальными особенностями каждого человека (привычки, дальтонизм) приводят к субъективным искажениям процесса познания.
Призраки Рынка – проистекают из особенностей социальной сферы, заключаются в подверженности людей общераспространенным оценкам, взглядам, суждениям, неправильном толковании слов, понятий при обмене мыслями.
Призраки Театра - их причина в искажающем воздействии ложных теорий и учений, возникают при принятии чужих взглядов, идей без собственного опыта, слепое преклонение перед авторитетами, которые подобно актерам в театре подчинили себе умы зрителей.
Разработал методологию познания: специальный метод научного поиска, который позволял от отдельных фактов придти к общему выводу (индукция), любой эксперимент должен подчиняться правилам.
3 типа упорядочивающих таблиц: | ||
Таблица наличия | Таблица отсутствия | Таблица степени |
Случай, где изучаемое явление обнаруживается | Примеры, где они не проявляются | Случаи, отражающие усиление или ослабление исследуемого явления |
Бэкон не имел возможности применить свой индуктивно-эмпирический метод в психологии, однако положил начало изучения психических явлений на основе опытов и наблюдений.
Ф.Бэкон дает классификацию учений о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о «боговдохновенной душе», о «чувствующей душе», учение «о субстанции и способностях души».
В своей концепции двух видов души Ф.Бэкон следовал перипатетической традиции: растительная и животные души человека совмещаются и взаимодействуют с телом, определяя нормальное отправление жизненных функций. Растительная душа – невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам – нервам и воздействует на все члены организма. Что касается разумной (мыслящей) души, то ученый не смог отчетливо провести границу между «царствами» Бога и человека.
В общем учении о природе и состоянии человека Ф.Бэкон выделяет учение о связи души и тела, включающее учение о впечатлениях и учение об указаниях (физиогномику и истолкование снов).
Р.Декарт (1596-1650 гг.) –французский математик, философ, естествоиспытатель. Чувства и опыт считал ошибкой, только интеллект способен осознать истину («Если я мыслю = я существую»)
|
|
|
память
воображение
Интуиция – «состояние умственной самоочевидности»
Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания: математического (попытке всеобщей математизации научного знания); дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному); интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Мыслитель формулирует правила своего метода: 1) очевидности: истинно то, что воспринимается отчетливо, не дает повода к какому-либо сомнению, 2) дедукции: сложное дели на более простые составляющие, 3) индукции: познание от простейшего к более сложному, трудному, 4) энумерации: полного перечисления образов, классификации.
Декарт ввел понятие о машинообразном характере поведения людей и животных. А также строения тела и психофизиологических функций (ощущения, память и т.д.) – все они работают как часы.
Создал схему рефлекторной природы поведения человека (трубки, «животные духи»)
Начиная с Декарта психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании.
Дуализм Декарта – в наличии двух независимых методов познания: экспериментальный – для анализа механики тела, интроспекция (самонаблюдение) – для познания души.
Душа и тело существуют самостоятельно, но могут взаимодействовать, следовательно, страсти (трактовались неоднозначно).
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
|
|
|
Предлагал 2 способа умерения страстей и аффектов
1) – переход к другому виду деятельности
2) – рациональный путь (рассуждения о причинах аффектов)
Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель.
Установил единство эмпирического и рационального познания. В основе всего лежит материя. Нет ни духов, ни врожденных идей, ни бестелесных душ.
Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи.
|
призраки образы вещей
мысли
образы 1-го
вида представления (слабе-
ющие ощущения)
простые сложные
нервная (1предмет) (собиратель-
система ные образы)
|
|
|
нервная
система
отвращение и притя-
жение
призраки удовольствие,
неудовольствие
образы 2-го страсти
рода аффекты
эмоции
Гоббс выдвинул догадку об ассоциативном механизме, но самого термина «ассоциация» - не ввел (предвестник будущей ассоциативной психологии)
Важная роль в познавательных процессах – у речи: 1 функция – орудие мысли; 2 функция – средство общения.
Идеи Гоббса ускорили преобразование психологии из науки о душе в науку о психических явлениях.
Затронул изучение высших проявлений человеческой психики – воли и мышления.
Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) –голландский философ. За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины.
В основе учения Спинозы – пантеизм.
Представил Природу как единую субстанцию. Эта субстанция имеет частные состояния и видоизменения (модусы). Человек выступает с одной стороны как модус тела, с другой – как модус мышления.
Со стороны телесной организации человек представляет собой множество разнородных структур («индивидуумов»), состоящих из элементов: жидких, мягких и твердых компонентов.
Тело взаимодействует с внешними предметами. Эти взаимодействия фиксируются в душевных состояниях, следовательно, тело выводится из-под власти души и наоборот, влияет на душу.
Учение о страстях и аффектах («Этика»)
Аффекты – состояния побуждающие человека к действию. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое относясь и к душе, и к телу, есть «не что иное, как самая сущность человека», б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаметальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.) –немецкий философ, математик, физик, историк, юрист.
Истинными атомами природы он называл душеподобные единицы – монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы, вечны.
Монада – это единство души и тела.
Развитие монад проходит стадии:
1) Чистые монады – неживая, но вечнодвижущаяся материя»
2) Монады-души - на уровне растений и животных
3) Монады-духи – свойственны человеку
4) Монады ангела и Бога
5) Сторонник психофизического параллелизма: психическое и физическое существует параллельно, но в одинаковых состояниях.
Впервые показал активную природу сознания и его изменчивость. Учение перцепции (досознательные процессы) и апперцепции (осознаваемые процессы).
Лейбниц – предвестник учения о порогах сознания.
Джон Локк (1632-1704 гг.) –английский философ-просветитель, врач, педагог.
Выступал против врожденных идей (если бы идеи были врожденны, они были бы доступны детям, идиотам, дикарям). Наблюдал за детьми, больными - идеи бога, зла, справедливости ими не сознаются.
Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте (рефлексия). Внешний – то, что дает природа, внутренний – «опыт об опыте». Учение о первичных и вторичных качествах (способность вещей вызывать в душе идеи)
Учение о простых и сложных идеях.
Учение о границах и уровнях познания (интуитивный, демонстративный, чувственный).