Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени и их значение для современного политического знания.

Новая эпоха перехода от феодализма к капитализму вызвала к жизни новые представления о сущности общества, которая понималась как сумма независимых друг от друга индивидов. Индивидуализм эпохи Возрождения выражается в решительном разрыве со средневековой традицией. В области политической мысли это отразилось на поиске иных принципов обоснования государственной власти и деятельности правителя.

Самым ярким примером нового типа осмысления политической реальности является Никколо Макиавелли (1469–1527). Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Государство (независимо от его формы) Н. Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. В книге «Государь» содержится ряд практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Н. Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, он называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

В произведениях Н. Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей государств, политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Н. Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин «государство» (stato).

Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя Жана Бодена (1530 – 1596). Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это «правовое управление» и суверенитет. Суверенитет - это «постоянная и абсолютная власть», право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Ж. Бодена в политическую теорию.

Несправедливость сложившегося социального неравенства побудила таких мыслителей как Томас Мор (1478 – 1535) и Томмазо Кампанелла, предложить в художественно-романтической форме проекты преобразования общества. Структура публичной власти и порядок ее формирования у Т. Мора относится скорее к некой «смешанной форме», вбирая в себя лучшие черты демократической, олигархической и монархической форм.

В XVII – XVIII вв. в Западной Европе формируется теорияобщественного договора. Ее представители – Г. Гроций в Голландии; Т. Гоббс, Дж. Локк в Англии; Ж.-Ж. Руссо во Франции; И. Кант в Германии и др. Предлагая разные интерпретации идеи договорного происхождения государства, все названные мыслители сходились в том, что заключение договора означает переход людей от естественного (догосударственного) состояния к цивилизованному, государственно-организованному обществу. Общим для указанных теорий является и представление об естественных правах человека. Причем теория общественного договора использовалась ее сторонниками для обоснования как идеи правовой государственности, так и, напротив, модели государства, обладающего абсолютной властью над гражданами.

Основателем концепций естественного права и общественного договора считается Гуго Гроций (1583 – 1645). Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права. По Гроцию, естественные права предопределены самой природой человека и по содержанию представляют собой свободу всякого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни.

Последовательное обоснование эта идея нашла у родоначальника либеральной идеологии Джона Локка(1632 – 1704). Согласно его учению, в результате заключения общественного договора государство наделяется определенными полномочиями для обеспечения первоначальных естественных прав личности на жизнь, свободу, имущество. Такие права являются неотчуждаемыми, т.е. они сохраняются у каждого при переходе людей из естественного состояния в гражданское. Во избежание посягательства государства на индивидуальные права Д. Локк предусматривает в государстве наличие разделения властей. Он исходит также из права народа, который и поручает по договору гражданскому союзу охранять права личности, на сопротивление властям, если они превышают свои полномочия.

Томас Гоббс(1588 – 1679) считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человеку свойственны эгоизм, постоянное стремление к удовлетворению желаний, жажда власти (приобретение максимально возможной суммы благ). Характеризуя естественное состояние как «войну всех против всех», философ усматривал главную цель создания государства в гарантировании порядка и безопасности. С этой целью каждый человек добровольно и на началах равенства отказывается в пользу политического целого от своих первоначальных естественных прав и свобод, доверяет суверену верховную власть над собой.

В противоположность теории Гоббса, доктрина Жан-Жака Руссо(1712 – 1778) призвана обосновать принципы единого и неделимого народного суверенитета. Руссо является теоретиком прямой (непосредственной) демократии, источником которой служит общая воля всех граждан. Общая воля формируется на основе общественного договора, по которому каждый отчуждает свою волю в пользу целого, становясь лишь нераздельной частью этого учрежденного целого.

В XVII – XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей, главными выразителями которой стали Дж. Локк (будучи противником абсолютной монархии, предложил поделить суверенитет между законодательной и исполнительной ветвями власти) и Шарль Луи Монтескье(1689 – 1755), разработавший классическую теорию разграничения полномочий между ветвями государственной власти. Распределение функций служит цели взаимного контроля и сдерживания ветвей во избежание произвола и узурпации власти. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина избирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражает народную (общую) волю. Идеи Монтескье оказали большое влияние на практику конституционализма, к примеру, были непосредственно применены при разработке американской конституции.

На рубеже XVIII – XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли: английский философ и политик Эдмунд Берк и французский философ Жозеф де Местр. Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения и Французскую революцию. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что в основе органической целостности общества лежит традиция, что разрушение традиционных начал ведет к гибели общества. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традицию, делали ставку на религиозные чувства и веру.

Осмысление идеологии и практики Французской революции вызвало к жизни теории политического либерализма XIX века. Французский мыслитель Бенжамена Констана увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отчужденным от власти, возникла тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм). Не отвергая идею народного суверенитета, он, в противоположность идеям Руссо, утверждает, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом по отношению к индивидуальной воле. Гражданская свобода раскрывается в таких правах индивида, как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от «тирании большинства» (собственно, он и ввел понятие «тирания большинства»). Возможны разные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой либо равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы кроется в том, что демократия может обладать трудноразличимым видом деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие. Джон Стюарт Милль поставил вопрос о «пределах власти, законно осуществляемой над индивидом». Принцип свободы требует, чтобы решения, которые принимает власть, подлежали непременному обсуждению с обществом. Гарантией против тирании большинства, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мнений.

Значительное влияние на политическую теорию и практику XIX – XX вв. оказал марксизм, разработанный Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895).

Наши рекомендации