Восприятие группой другой группы (или групп)

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внеш­него облика, психологических особен­ностей, действий и поступков наблюдае­мого лица или объекта, в результате ко­торой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются опреде­ленные представления о возможном по­ведении конкретных людей и групп

В зависимости от этих представле­ний субъект социальной перцепции про­гнозирует и свои отношения, и поведе­ние в различных ситуациях взаимодей­ствия и общения с другими людьми

Восприятие группой другой группы (или групп) - student2.ru

На восприятие других людей боль­шое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным сте­реотипомпонимается устойчивый об­раз или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы

Для человека, усвоившего стерео­типы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого челове­ка Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», по­зволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы Они име­ют свою «разрешенную» сферу соци­ального применения Например, сте­реотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека

Идентификация — это социаль­но психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосре­дованных контактов с ними, при кото­ром осуществляется сравнение или со­поставление внутренних состояний или положения партнеров, а также об­разцов для подражания со своими пси­хологическими и другими характеристиками

Идентификация в противополож­ность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека Ее психологический смысл заключается в расширении круга пере­живаний, в обогащении внутреннего опыта Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку Через эмоциональный отклик люди по знают внутреннее состояние других Эмпатия основана на умении правиль­но представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств по­знающего человека, но и безусловно как положительное отношение к парт­неру

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, ос­нованную на формировании устойчи­вого позитивного чувства к нему В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того чело­века, к которому испытывают эмоцио­нально положительное отношение

Рефлексия — это механизм само­познания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или пони мание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отно­шений друг с другом.

Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выясне­нию причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюб­ленные» схемы причинности, т.е. при­вычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоя­тельственной атрибуции люди склон­ны прежде всего винить обстоятель­ства, не утруждая себя поисками конк­ретного виновника;

3) при стимульной атрибуции чело­век видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успе­ха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Харак­тер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в слу­чаях, если он был участником (соучас­тником) или наблюдателем. Общая за­кономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной ат­рибуции к личностной (т.е. искать при­чину случившегося в осознанных дей­ствиях личности).

Наши рекомендации