Предложения с однородными членами

3.1При двух или более однородных членах предложения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу; выписать и проверить цитаты. Предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управле­ния: «любить и увлекаться спортом» (любить что?, а увлекаться чем?), необходимо исправ­лять. Обычно ко второму управляющему слову до­бавляют местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.

3.2Все однородные члены предложения должны лек­сически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу. Например, нель­зя сказать: «Много критических замечаний и цен­ных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внести замечание»).

3.3При однородных членах предложения можно опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, [с] та­релками, [с] ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с] хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя: «Множество людей было на площадях, [на] бульва­рах, [на] улицах, [в] переулках».

3.4При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при пер­вой части союза, а другой - при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы.

Нельзя составлять неправильные пары сопоста­вительных союзов: «не только ... а также» (вместо не только ... но и), «как ... а также» (вместо как ... так и) и т. п.

3.5Однородные члены предложения могут быть вы­ражены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены существительное и инфинитив (нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).

3.6Однородные члены предложения должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.

3.7Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или дее­причастный оборот и придаточная часть сложно­подчиненного предложения (нельзя сказать: «Порт­фель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю»).

15.Найдите грамматические ошибки и исправьте их.

1. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов. [3.4]. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта [3.2]. 3. Организована производственная практика студентов на заводах и лабораториях [3.3]. 4. Книга не только имеет познава­тельную ценность, но и большое воспитательное значе­ние [3.4]. 5. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов [3.4]. 6. В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Великобритания, Франция и др [3.6]. 7. Всех заинтересовала статья, опубликованная в пос­леднем номере журнала и которая рассказывает о профи­лактике гриппа [3.7]. 8. Я не слишком хорошо знаю и увлекаюсь творчеством М. Булгакова [3.1]. 9. Работа ведётся в соответствии и на основе утверждённого плана [3.1]. 10. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах этого города [3.3]. 11. Парни и девушки хотели защищать и бороться за свою родину [3.1]. 12. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние [3.4]. 13. Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю [3.7]. 14. В металлических оправах необходимо следить и подкручивать винтики [3.1]. 15. Весь домик был не только наполнен вздохами, но и тревожными скрипами [3.4]. 16. Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения [3.1]. 17. Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора [3.1]. 18. Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей [3.1]. 19. Эти слова заключают в себе всю силу памяти и как мы от нее зависим [3.7]. 20. Мне нравится фитнес и танцевать [3.5]. 21. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты [3.7].

Наши рекомендации