Влияние социальных установок на поведение личности.
Социальные психологи изучали конкретные условия, в которых установки будут влиять на поведение.
1.Рассел Фазио и его коллеги полагают, что установки представляют собой когнитивные схемы и, подобно другим схемам,складируются в памяти и поэтому присутствуют в сознании не всегда, а лишь по мере необходимости. Иногда у нас нет реального аттитюда в отношении чего-либо, т.е. наша память не хранит никакой оценки данного объекта. В этом случае малодоступные аттитюды не будут реально направлять наше поведение.
Напротив, когда установка становится доступной для осознания, то возрастает вероятность того, что она послужит причиной определенного поведения.Рассел Фазио установил, что легкодоступный аттитюд определяет поведение. Легкодоступный аттитюд – это такой, в котором оценка объекта возникаетв голове сразу же, почти мгновенно, стоит только нам с ним встретиться.
Одним из процессов, который активизирует определенные установки в оперативной памяти индивида, является прайминг. Вызвать процесс прайминга и активизировать установку может, прежде всего, вид самого предмета установки или упоминание о нем. *Так, например, у человека, увидевшего себя в зеркале, может активизироваться схема самосознания — установка в отношении себя самого.И если это случится в супермаркете, то, возможно, данный индивид откажется от намерения унести что-нибудь из магазина, не заплатив за товар. Активизация самосознания может побудить индивида вспомнить, что он осознает себя честным, порядочным человеком, не вором.
Частая реализация установки в поведении, так же как и частое вербальное выражение установки, делает ее легкодоступной.
2. Исследования показывают, что установка лучше определяет поведение, когда она является сильной. Рассел Фацио и Марк Занна провели множество экспериментов по изучению влияния прямого опыта на установочно-поведенческую связь и выявили, установки, которые сформировались на основе непосредственного личного опыта, также обладают большей доступностью, а следовательно, и большим влиянием, чем установки, сформировавшиеся косвенным образом, например, через заимствование .
3.В работеАйзена и Фишбейнаотмечается, что как установки, так и поведение можно охарактеризовать четырьмя различными элементами:
Ø Действие. Определяет, какой вид поведения осуществляется, например, поведение голосующего; поведение помогающего кому-то или покупающего что-то.
Ø Объект. Определяет, на какой объект направлено поведение: например, на определенного политического кандидата, близкого друга или новое изделие.
Ø Контекст. Определяет, в каком контексте осуществляется поведение: например, в тоталитарной или демократической политической системе, публично, или конфиденциально, с полным или пустым бумажником.
Ø Компоненты времени. Определяет, в какое время осуществляется поведение: например, весной 2003 года, немедленно, или в течение следующих 2-х лет.
Согласно Айзену и Фишбейну тесную взаимосвязь между установкой и поведением можно обнаружить, только когда оба показателя (поведение и установка) согласованы по степени их конкретности, т.е. когда оба показателя соответствуют друг другу в высокой степени.* Например, установка по отношению к общей концепции «нужно вести здоровый образ жизни», не может предсказать, какие упражнения и диета будут использованы. Будут ли люди бегать трусцой или нет, определит мнение о ценности и преимуществах бега трусцой.
Таким образом, если установка является общей («нужно вести здоровый образ жизни», «я не люблю китайцев»), а поведение специфическим (например, бегать трусцой или стать вегетарианцем; или принимать – не принимать китайскую пару), нельзя ожидать точного совпадения слов и поступков. Установка предсказывает поведение, если она в точности соответствует изучаемому поведению.
Таким образом, установки предопределяют поведение, если:
v они легкодоступны;
v установка сильна ( если она результат непосредственного опыта),
v другие влияния уменьшены;
v установка соответствует действию.