Индивидуальные особенности личности и их влияние на поведение личности в организации

Одной из наиболее важных индивидуально-типологических
особенностей подчинённых является темперамент. Со времён античных
врачей Гиппократа и Галена известны четыре основных типа
темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На основе
темперамента складывается индивидуальный стиль деятельности человека.

Прежде чем дать характеристику каждому типу, выскажем ряд предварительных замечаний:

* во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех (редко 3-х) типов темперамента, однако какой-то один из этих типов доминирует;

* во-вторых, темперамент как врожденное свойство малоизменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненных справляется лучше всего;

* наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

Все люди разные по динамическим особенностям поведения. Они разного темперамента, отсюда разные реакции людей на одни и те же обстоятельства.

ТАБЛИЦА(Темперамент (особенности взаимоотношений и взаимодействий)

Таким образом, учет индивидуальности каждого сотрудника, знание его темперамента, сильных и слабых сторон составляет важный резерв повышения вклада подчиненных. Изучение своих подчиненных требует серьезных затрат времени, но выигрыш, получаемый при этом, весомее совершенных затрат.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в поведении и поступках.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Чтобы избегать неправильных поступков, излишних нагрузок и
осложнений в работе и общении, необходимо учитывать особенности характера сотрудников и знать слабости собственного характера.

Человек на самом деле подобен дроби: в знаменателе – то, что он
о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше
знаменатель, тем меньше дробь.

Л. Н. Толстой

Особенности коммуникаций в организации. Руководитель в системе коммуникаций. Предупреждение слухов и интриг в организации.

Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми мы стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты лишь в случае крайней необходимости.

На вопрос: «Умеете ли вы общаться?» — большинство сразу же ответит утвердительно. А если кто-нибудь и задумается, то, скорее всего, потому, что удивится: «А разве для этого нужны какие-то специальные умения?». Однако практика показывает, что эффективно умеют общаться далеко не все люди, более того, не все руководители. Парадокс в том, что управленцы по роду своих занятий должны от 50 до 90 % рабочего времени тратить именно на общение. Ведь проведение совещаний, заседаний, бесед, дискуссий, переговоров, отчеты перед начальством и т.д. — все это различные формы делового общения.

Современный руководитель должен быть человеком высокой культуры и всестороннего образования. Он должен обладать разнообразными знаниями, навыками и умениями. Кроме этого, любой руководитель должен обладать культурой общения.

Коварная эта вещь – культура общения:

Присутствие ее незаметно,

Зато отсутствие замечаешь сразу.

С.Муратов

Еще в 13 веке персидский поэт и мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».

Чтобы руководителя понимали подчиненные, его речь должна быть построена безукоризненно верно, грамматически и лексически правильно выдержанна.

Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д.

Общение— это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

- Какие функции управления вы знаете?

Функции управления связаны между собой процессами коммуникации в виде общения и обмена информацией, а также принятия определенных решений.

Общение руководителя, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи, называется управленческим общением.

Принято выделять несколько форм управленческого общения.

Субординационная форма — это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно-правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней.

Служебно-товарищеская форма общения — общение между коллегами, в основу которого положены административные уложения (правила) и моральные нормы.

Дружеской формой общения является общение между руководителями, в системе образования возможно между руководителями и подчиненными. В основе такого общения лежат социально-психологические нормы взаимодействия.

Выбор руководителем той или иной формы управленческого общения зависит от уровня управления, производственных и общественных условий и индивидуально-психологических качеств подчиненных.

Например, на уровне управления организацией наиболее целесообразна субординационная форма, тогда как в рабочей подгруппе она малоэффективна и более адекватной может быть дружеская форма общения.

Основные функции управленческого общения:

* выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);

* получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;

* выдача оценочной информации об итогах реализации задания.

Первая функция в управленческом общении присутствует всегда, она главная и ведущая. Вторая и третья функции могут и не быть в том или ином конкретном акте управленческого общения.

Почему первая функция главная? Потому что от ее качества зависит качество исполнительной деятельности. Кроме того, первая функция еще и наиболее сложная. На этой стадии чаще всего возникают проблемы и конфликты, так как руководитель изменяет взгляды, отношения, установки, вид деятельности, действия, поведение другого человека, других людей.

При всем многообразии форм делового обще­ния основным элементом его является разговор (беседа) двух или большего числа лиц.

Деловым разговором, деловой беседой является любой словесный контакт, инициатор которого преследует определенные цели.

Каждый работник участвует в следующих бесе­дах:

• прием на работу;

• получение задания;

• отчет о проделанной работе;

• критика за упущения;

• беседа при увольнении.

Кроме того, деловым людям приходится

• вести переговоры

• участвовать в совещаниях.

Управленческое общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либоделовую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.

Управленцы по роду своих занятий должны от 50 до 90 % рабочего времени тратить именно на общение. Ведь проведение совещаний, заседаний, бесед, дискуссий, переговоров, отчеты перед начальством и т.д. — все это различные формы делового общения.

Современный руководитель должен быть человеком высокой культуры и всестороннего образования. Он должен обладать разнообразными знаниями, навыками и умениями. Кроме этого, любой руководитель должен обладать культурой общения.

«Коварная эта вещь – культура общения: присутствие ее незаметно, зато отсутствие замечаешь сразу» (С.Муратов).

Чтобы руководителя понимали подчиненные, его речь должна быть построена безукоризненно верно, грамматически и лексически правильно выдержанна.

Еще в 13 веке персидский поэт и мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок сокрыт».

Культура управления невозможна без культуры общения, то есть коммуникативной культуры. Отсутствие ее болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность их управленческих действий.

Коммуникативная культура есть умение слушать и понимать услышанное.

Основные коммуникативные умения менеджера это:

1. Умение провести деловую беседу (при приеме на работу, при увольнении, при консультировании, при делегировании, при контроле и т. д.).

2. Умение провести совещание.

З. Умение говорить публично.

4. Умение вести переговоры.

Короче говоря, коммуникативные умения менеджера — это есть не что иное, как виды управленческого общения (индивидуальные и групповые, формальные и неформальные), которыми он владеет.

Само собой ясно, что они могут быть как развитыми, так и наоборот. Менеджеру необходимо знать, какие умения у него развиты, а какие нет, и овладевать коммуникативной культурой.

С другой стороны, развитие коммуникативных умений — задача чрезвычайно сложная, требующая много времени и сил.

Говоря образно и шутливо, коммуникативные умения — это такие «слоны», которых не проглотишь целиком.

Каждое коммуникативное умение нужно «разложить» на составные части и овладевать ими поэтапно, постепенно. Эти составные части называются коммуникативными навыками, или приемами техники управленческого (управляющего) общения. Используя их, менеджер организует любой коммуникативный акт, любое взаимодействие.

Приемы техники управленческого общения:

Приемы установления контакта.

Приемы поддержания контакта.

Приемы устранения коммуникативных барьеров.

Правила эффективного слушания.

Приемы составления и постановки вопросов перед собеседником.

Приемы установления обратной связи.

Приемы активизации собеседника.

Приемы убеждения.

Правила аргументации и контраргументации.

Приемы завершения контакта.

Приемы противодействия манипулированию.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно и сколько рушится
карьер из-за неправильного поведения или невоспитанности сотрудников.

Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японцы тратят на обучение этикету и консультации по этому вопросу для служащих 700
миллионов долларов в год, так как они подсчитали, что нарушения этикета и
безграмотность в деловом общении оборачиваются для компаний
многомиллиардными убытками.

Это и потерянные рынки сбыта, и несостоявшиеся сделки.

- Какое деловое общение является эффективным?

Эффективность делового общения - это достижение предметной цели и сохранение равновесия отношений между собеседниками.

Если мы не сохранили равновесие отношений, а цели
добились, то общение может быть результативным, но не эффективным.

Задание 1. Дейл Карнеги писал в 1936 году: «Успехи того или иного
человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его
профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от умения
общаться с людьми».

· Почему Д Карнеги придает такое большое значение умению вести
деловое общение? Только ли в сфере финансов требуется деловое
общение?

· Прочитайте еще раз данное выше определение делового общения. Только ли предпринимателям необходимо деловое общение или оно необходимо любому человеку?

Задание 2. Как вы понимаете словосочетание «деловой человек»? Какими
качествами должен обладать такой человек? Все ли люди должны быть
деловыми? Всегда ли надо быть деловым человеком?

Наши рекомендации