Практическое задание. Представьте, что чувство, которое Вы сейчас испытываете, можно сравнить с матрешкой
Представьте, что чувство, которое Вы сейчас испытываете, можно сравнить с матрешкой. Нарисуйте на листе бумаги это «чувство-матрешку» и подпишите его. Подумайте: быть может, за этим чувством стоит другое чувство? Представьте его в виде матрешки и нарисуйте на другом листе бумаги, подпишите его. Не подсматривайте в первый рисунок. Раскройте «чувства-матрешки» столько раз, сколько необходимо, пока не доберетесь до последней, самой маленькой. Сделайте их рисунки на отдельных листах. Сравните рисунки.
Этот метод работы с различными чувствами и состояниями, основанными на идеях трансактного анализа о «покрывающих» чувствах. На идее гештальт-терапии о проживании чувств «здесь и сейчас». (См. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2010. – С. 296-298)
Вопросы для самопроверки
1. Какие основные проблемы изучала А. Фрейд?
2. В чем отличие Эго-психологии от классического психоанализа?
3. Чем отличается взгляд М. Клейн на агрессию от позиции А. Фрейд?
4. Какие виды идентичности выделяются Э. Эриксоном?
5. Какова роль языка в теории Ж. Лакана?
6. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
7. В чем суть понятия научения?
8. Какой метод исследования был разработан Э. Торндайком?
9. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
10. В чем различия между стимульным и оперативным бихевиоризмом?
11. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления?
12. В чем значение самоэффективности, по мнению А. Бандуры?
13. Охарактеризуйте основные положения теории оперантного бихевиоризма.
14. В чем суть «теории привязанности» Д. Боулби?
15. Какие изменения внес Х.С. Салливан в классический психоанализ?
16. Какие изменения в фрейдомарксизм В. Райха внес Э. Фромм?
17. Назовите основные положения концепции трансактного анализа Э. Берна.
18. Кто из психологов, работавших в русле глубинной психологии, занимался этнопсихологическими исследованиями?
19. В чем особенность понятия «социальное окружение» в теории Э. Фромма?
20. Перечислите основные положения теории гуманистического психоанализа Э. Фромма?
21. Какие достижения в модификации глубинной психологии были осуществлены во второй половине XX века?
Рекомендуемая литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб., 1992
2. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд. – М., 2005
3. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль /Сост. В.М. Лейбин. –М., 1994
4. Люк Хельмут Е. История психологии. Течения, школы, пути развития. – М., 2012.
5. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2007
6. Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. – М., 2000
7. Роговин М.С. Введение в психологию. – М., 1969. – С. 259-271 Ортодоксальный бихевиоризм. Небихевиоризм.
8. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.1. Теория. – М. 1996
9. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т.2. практика. – М., 1996
10. Французская психологическая школа / Под ред. А. Желбо, А.В. Россохина. – СПб., 2005. – С. 55-80 (История психоанализа во Франции), С. 501-522 (Психоанализ и психосоматика)
11. Фромм Э. Кризис психоанализа. – СПб., 2000
12. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996
14. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., Воронеж, 1996