Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить.

Неоклассическая школа

МарженализмВо второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал

Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода. Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа ИнституционализмаИсследование всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

Т.Веблен

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Дж.Гэлбрейт

8) Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма) Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

3) Блага. Потребности. Индивидуальное и общественное производство. Движение общественного продукта.

Блага:

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.

Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.

Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся.

Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену. Цена – денежное выражение стоимости. Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь. Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности. Производство благ требует использования ресурсов.

Классификация благ:

1. Ограниченные и свободные: К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой. Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые и потребляемые: Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные: Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа:во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат. К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением.

Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить.

Выделяют потребности первичные и вторичные:

первичные - потребность в питании и т.п,

вторичные- потребности в удовлетворении духовных запросов человека (кино, театр).

Это деление условно.

Так же потребности делятся на эластичные и неэластичные:

эластичные - потребности, от удовлетворения которых можно временно воздержаться или отменить

неэластичные - потребности, которые существуют постоянно, но быстро снимаются, если их удовлетворить.

Первичные потребности являются жёсткими, а вторичные тяготеют к эластичным.

Наши рекомендации