Задания для самостоятельной работы
Задание № 1. Определение мотивов учения
(Методика разработана М. Р. Гинзбургом. Описание дается по кн.: Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. - М., 1988.)
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
«позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п. (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка).
В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводился индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На столе перед ребенком выкладывается карточка, которая символизирует внешний мотив (рис. 61).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив (рис. 62).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. 63). Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого игровой мотив.
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. 64 — позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (рис. 65 — социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (рис. 66 — отметка).
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты вместе хотел бы учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки.
Задание № 2. Изучение мотивации одобрения
Изучить мотивации одобрения можно с помощью шкалы, разработанной американскими психологами Д. Крау-ном и Д. Д. Марлоу.
Шкала самооценки мотивации одобрения
Инструкция
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если оно неверно, то — «нет».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
Рис. 61-66
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужна помощь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал всякую всячину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь ответить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов
Каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа итогового показателя. Ключ для обработки результатов опроса. Ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. Ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19. Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем, следовательно, ярче выражена готовность человека к одобрению других, связанная с потребностью в общении.
Задание № 3. Определение направленности личности
Обычно выделяют три основных вида направленности личности: личную, коллективистическую, деловую. Личная направленность создается преобладание мотивов собственного благополучия, стремлением к личному престижу.
Направленность на взаимные действия — поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе.
Деловая направленность — это увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми навыками и умениями.
Направленность личности определяется с помощью так называемой ориентировочной анкеты. Прежде чем отвечать на нее, внимательно ознакомьтесь с инструкцией: на каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Выберите среди них тот, который лучше всего отражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или отражает правду. Затем отметьте тот ответ, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее ценен для вас или менее всего соответствует правде. Подчеркните соответствующую букву.
Ориентировочная анкета
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает: А. Оценка работы. В. Сознание того, что работа выполнена хорошо. С. Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: А. Тренером. В. Известным игроком. С. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А. Имеют индивидуальный подход. В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему. С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех из них, которые: А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны. В. Вызывают у всех дух соревнования. С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5. Я рад, что мои друзья: А. Помогают другим, когда для этого представляется случай. В. Всегда надежны и верны. С. Интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех: А. С которыми складываются хорошие взаимные отношения. В. Которые могут больше, чем я. С. На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те, кто: А. Добился жизненного успеха. В. Может сильно любить. С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я бы хотел быть: А. Научным работником. В. Начальником отдела. С. Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил: А. Игры с друзьями. В. Успехи в делах. С. Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я: А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи. В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения. С. Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школ должна заключаться в: А. Подготовке учеников к работе по специальности. В. Развитии индивидуальных качеств и способностей. С. Воспитании у учеников тех качеств, которые помогли бы им уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых: А. Недемократическая система. В. Человек теряет индивидуальность в общей массе. С. Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его для: А. Общения с друзьями. В. Для любимых дел. С. Для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Работаю с симпатичными людьми. В. У меня работа, которая меня удовлетворяет. С. Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда: А. Другие меня ценят. В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы. С. Приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы: А. Отметили мое дело, которое я выполнил. В. Похвалили бы меня за мою работу. С. Сообщили бы о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я бы учился, когда преподаватель: А. Имел ко мне индивидуальный подход. В. Стимулировал меня на более интенсивный труд. С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства. В. Неуспех при выполнении важной задачи. С. Люди, ставящие себя выше других.
19. Больше всего я ценю: А. Личный успех. В. Общую работу. С. Практические результаты.
20. Очень мало людей, которые: А. Действительно радуются выполненной работе. В. С удовольствием работают в коллективе. С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу: А. Ссоры и споры. В. Отметание всего нового. С. Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы: А. Чтобы окружающие считали меня своим другом. В. Помогать другим в общем деле. С. Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно: А. Требовательно. В. Пользуется авторитетом. С. Доступно.
24. На работе я хотел бы: А. Чтобы решения принимались коллективно. В. Самостоятельно работать над решением проблем. С. Чтобы начальник признавал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу: А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми. В. О жизни известного человека. С. Типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я бы хотел: А. Быть дирижером. В. Солистом. С. Композитором.
27. Свободное время я с наибольшим удовольствием провожу: А. С друзьями. В. Смотрю детективные фильмы. С. Занимаюсь своим хобби.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием: А. Выдумал интересный конкурс. В. Выиграл бы в конкурсе. С. Организовал бы конкурс и руководил бы им.
29. Для меня важнее знать: А. Что я хочу сделать. В. Как достичь цели. С. Как привлечь других к достижению цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы: А. Другие были довольны им. В. Выполнять прежде всего свою задачу. С. Не нужно было бы укорять за работу.
Итак, вы заполнили анкету: подчеркнули ответы, которые в большей степени соответствуют вашему мнению, и ответы, которые в меньшей степени ему соответствуют. Теперь эти ответы нужно обработать следующим образом:
если ответ отнесен в рубрику «больше всего», то ему приписывается два балла, если ответ «меньше всего», то ему приписывается ноль баллов. Так делают в том случае, если ваша буква соответствует букве ключа, приведенного ниже. Из количества двоек вычитается количество нулей, к этой разности прибавляется 30. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности. Если количество нолей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма баллов по всем
видам направленности должна быть равна 90, иначе надо искать ошибку в подсчете.
Расположение букв в ключе
На | правленность | н а |
себя | взаимодействие | задачу |
1А 16 В | 1С 16 С | 1В 16 А |
2В 17 А | 2С 17С | 2А 17 В |
ЗА 18 С | ЗС 18С | 3В 18 В |
4А 19А | 4В 19 В | 4С 19С |
5В 20 С | 5 А 20 В | 5С 20 А |
6С 21 С | 6А 21 А | 6В 21 В |
7 А 22 С | 7С 22 А | 7В 22В |
8С 23В | 8В 23 С | 8 А 23 А |
9С 24 С | 9 А 24 А | 9 А 24В |
10 С 25 В | 10В 25 А | 10 А 25 С |
11В 26В | НС 26 А | НА 26 С |
12В 27 А | 12 А 27 В | 12 С 27 С |
13 С 28В | 13 А 28 С | 13В 28 А |
14С 29 А | 14 А 29 С | 14В 29 В |
15 А 30 С | 15С 30 А | 15В 30 В |
Задание № 4. Методика определения потребности в достижениях
Потребность в достижениях — это стремление человека превзойти уже достигнутый уровень выполнения какого-то действия, соревнование с самим собой или с другими.
Потребность в достижении определяет уровень притязаний человека — те цели, которые он считает для себя достижимыми. Именно она лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий. Суть ее в том, что человек хочет не только решать какую-то жизненную задачу, но стремится делать это как можно лучше и в этом получает особое удовлетворение.
Методика представляет собой анкету, которая приводится нами ниже. Прежде чем на нее отвечать, внимательно прочтите следующие предварительные замечания.
В анкете имеется 22 утверждения, которые позволяют вам уточнить ваши мнения, интересы и то, как вы оцениваете себя. Если вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны — «нет». Заполняя анкету, представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который
приходит вам в голову. Не упускайте ничего, отвечайте на каждый вопрос по порядку. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заранее благоприятное или неблагоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов не существует.
Вопросы анкеты
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
8. Даже в обычной работе я стремлюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
11. Думаю, что в моих неудачах более повинны обстоятельства, чем я сам.
12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
13. Терпения во мне больше, чем способностей.
14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
17. Я не усердный человек.
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
20. Мои близкие не разделяют моих планов.
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка анкеты
Подсчитывается количество положительных и отрицательных ответов следующим образом: если на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 18, 19, 21, 22 дан ответ «да», то ставится один балл. Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 20 дан ответ «нет», то также ставится один балл. Сумма баллов положительных и отрицательных ответов характеризует уровень потребности в достижении. Размах индивидуальных баллов может быть очень большим: от 2 до 22. Вы можете оценить свои данные хотя бы в характеристиках — выше среднего, ниже среднего, т. е. выше или ниже 12 баллов.
Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении цели, неудовлетворенностью достигнутым, постоянным стремлением сделать лучше, склонностью сильно увлекаться работой, стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха, неспособностью плохо работать, потребностью изобретать новые приемы работы при выполнении самых обычных дел, отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ним пережили успех в достижении результата, готовностью принять помощь и помогать другим, чтобы совместно испытать радость успеха.
Задание № 5. Потребность в общении
Она определяется с помощью следующей анкеты. Если вы захотите ею воспользоваться, то перечитайте вводное замечание к предыдущей анкете на определение потребности в достижении.
Опросник
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в разного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится высказывать кому-либо расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то портится настроение.
7 Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он и не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то мне нравилось бы писать о силе дружбы.
Одним баллом оценивается ответ «да» на следующие вопросы: 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33, а также ответ «нет» на следующие вопросы: 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Результаты суммируются; чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении.
Людей с высокой потребностью в общении отличают следующие черты: стремление к поддержанию и сохранению хороших отношений с другими людьми; сильные переживания при разрыве хороших отношений; способность простить проступок ради восстановления отношений; стремление помогать другим; способность отказаться от собственных удобств ради других; с ними можно поделиться переживаниями и от этого станет легче; склонность проявлять участие; стремление установить отношения, добрые отношения, со многими людьми; стремление расширить сферу своего общения; склонность к участию в совместных мероприятиях, целью которых является установление хорошего настроения и теплых взаимоотношений.
Задание № 6. Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности