Метод 12
Карта наблюдений Д.Скотта /школьная дезадаптация/
В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам наблюдения, наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 – справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитывают сумму баллов по каждому синдрому, результат переводится в проценты. Затем подсчитывается общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам, результат переводится в проценты.
Согласно утверждению Скотта, числовые показатели имеют значения, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.
Большое число зачеркнутых фрагментов у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.
В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У,) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.
Содержание симптомокомплексов
I. НД ─ недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребенок – «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
6. Лжет из боязни.
7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
10.Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
12.Не подходит к учителю по собственной инициативе.
13.Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).
14.Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15.Легко устраняется от активного участия в игре.
16.Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
II. О– ослабленность (астения). В более легкой форме (симптомы 1– 6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9–20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромыВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депресии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Рассерженный, «впадает в бешенство».
9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.
10. Для ручной работы не хватает физических сил.
11. Вял, безынициативен (в классе).
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.
14. Движения замедленны.
15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
16. Взгляд «тупой» и равнодушный.
17. Всегда ленив и апатичен в играх.
18. Часто мечтает наяву.
19. Говорит невыразительно, бормочет.
20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
III. У– уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранениеЗащитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствия.
3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).
5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
13. Ведет себя подобно «настороженному животному».
IV. ТВ– тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1 – 6 – свидетельствует о том, что ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые, симптомы 7–10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого, симптомы 11–16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.
V. ВВ– враждебность по отношению к взрослым. Симптомы 1– 4 говорят о том, что ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии, симптомы 5–9 – относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения, симптомы 10–17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении, симптомы 18–24 ─ полная, неуправляемая, привычная враждебность.
1.Переменчив в настроениях.
2.Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.
3.Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4.Часто бывает в плохом настроении.
5.При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6.Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда – равнодушным.
7.Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
8.В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.
9.Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
10.Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.
11.Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).
12.Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13.Неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему обвинений.
14.«Бормочет под нос», если чем-то недоволен.
15.Негативно относится к замечаниям.
16.Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.
17.Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.
18.Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.
19.«Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».
20.Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
21.Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).
22.Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».
23.Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
24.Ведет себя непристойно.
VI. ТД– тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
3. Склонен прикидываться «дурачком».
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.
9. Хвастает перед другими детьми.
10. Паясничает (строит из себя шута).
11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
12. 0девается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметике – девочки).
13. Со страстью портит общественное имущество.
14. Дурацкие выходки в группе сверстников.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
VII. А – недостаток социальной нормативности (асоциальность).
Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1 - 5 говорят об отсутствии стараний понравиться взрослым, безразличии и отсутствии заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5 - 9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10 - 16 свидетельствуют об отсутствии моральной щепетильности в мелочах. Наличие симптома 16 показывает, что ребенок считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не застенчив, но никогда не попросит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашние задания.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
16. Скрытен и недоверчив.
VIII. ВД– враждебность к детям(От ревнивого соперничества до открытой враждебности).
1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других людей.
5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
8. Пристает к более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
IX. Н– неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
6. Неровный, безответственный в ручном труде.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточен.
10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.
11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
X. ЭН– эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, симптомы 6 - 7 – серьезных страхах, симптомы 8 – 10 – прогулках и непунктуальности.
1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
3. Слишком инфантилен в речи.
4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
9. Часто опаздывает.
10. Уходит с отдельных уроков.
11. Неорганизован, разболтан, несобран.
12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
XI. НС– невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».
2. Говорит беспорядочно.
3. Часто моргает.
4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».
5. Грызет ногти.
6. Ходит, подпрыгивая.
7. Сосет палец (старше 10 лет).
XII. С– неблагоприятные условия среды.
1. Часто отсутствует в школе.
2. Не бывает в школе по несколько дней.
3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5. Неряшлив, «грязнуля».
6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.
7. Значительно некрасивее других детей.
XIII. СР– сексуальное развитие.
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
XIV. УО– умственная отсталость.
1. Сильно отстает в учебе.
2. «Туп» для своего возраста.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Попросту глуп.
XV. Б– болезни и органические нарушения.
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к ушным заболеваниям.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы тела.
XVI. Ф– физические дефекты.
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
5. Другие ненормальные особенности телосложения.
Интерпретация результатов: «Коэффициент дезадаптации» основной части выборки составляет от 6 до 25 баллов, если «коэффициент дезадаптации» превышает 25 баллов, это свидетельствует, о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации. Такие дети нуждаются в специальной помощи.
КАРТА
Имя, Фамилия ________________ Возраст _____ Дата______ Класс _____
нд | ||||||||||||||||||||||||
О | ||||||||||||||||||||||||
у | ||||||||||||||||||||||||
тв | ||||||||||||||||||||||||
вв | ||||||||||||||||||||||||
тд | ||||||||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||||||||
вд | ||||||||||||||||||||||||
эн | ||||||||||||||||||||||||
нс | ||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||
ср | ||||||||||||||||||||||||
уо | ||||||||||||||||||||||||
Б | ||||||||||||||||||||||||
Ф |
3.5. Учебно-диагностический комплекс по изучению отношения школьников к учебной и внеучебной деятельности
Метод 1
Изучение мотивационной структуры учебной деятельности подростков
(Метод Вернера Хеннига, адаптированный О.В. Лишиным)
Задача: Определить соотношение мотивов учебной деятельности подростков.
Материалы и оборудование:
Специальный бланк для ответов, перечень вопросов (суждений) по учебной деятельности.
Методика:
В основе методики лежит моделирование ситуации выбора между двумя побуждениями. Испытуемому нужно оценить предложенные ему парные суждения, выбрать одно из них, приемлемость которого следует оценить в четырёхбальной шкале, от «0» до «3». Высший бал «3» означает полное согласие с суждением, нулевой балл – отсутствие какого бы то ни было согласия, не допускается оценивание парного суждения одинаковым баллом: 3-3, 2-2,1-1, кроме оценки суждений 0-0. При оценивании необходимо иметь ввиду факт согласия испытуемого с данным суждением, а не привлекательность последнего. Испытуемому предлагается:
а) набор карточек, в которых представлены два суждения (всего 36 карточек);
б) набор карточек, в которых представлено по одному суждению (всего в наборе 9 карточек). При выполнении теста необходимо самому составить из данных карточек парные варианты.
Пример одной из 36 карточек варианта а):
1. Учиться мне нравится. Сама учёба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | 9. Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполняю все задания. Просто иначе не могу. |
Пример карточек варианта б): см. перечень суждения по учебной деятельности.
№ п/п | Перечень суждений, характеризующих мотивы учебной деятельности | Смысловая характеристика мотива |
1. | Учиться мне нравится. Сама учеба доставляет мне удовольствие. Но если предмет не интересен, то заниматься им не хочется. | Мотив эмоционального восприятия процесса действия. |
2. | Учиться меня заставляют. Если откажешься, то все равно заставят. Уж лучше я буду учиться сам, пока это необходимо. | Мотив приемлемости принуждения (ориентация на необходимость действия вопреки желанию). |
3. | Того, кто хорошо учится, хвалят и уважают. Это организованные и умные ребята. Я стараюсь быть таким же. | Мотив самоутверждения (честолюбия, самолюбия), повышения самооценки. |
4. | Учиться хорошо лучше, чем учиться плохо. Образование дает возможность получать хорошую зарплату и приличное место в жизни. | Мотив прагматической выгоды делового плана. |
5. | Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если он будет во мне разочарован. | Мотив социальной идентификации с педагогом, ориентации на его мнение. |
6. | Я стараюсь учиться, чтобы мой класс был не хуже других по успеваемости. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться. | Мотив социальной идентификации с группой сверстников (товарищей, друзей, одноклассников). |
7. | Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной. Их мнение и оценка для меня много значат. | Мотив социальной идентификации с родными |
8. | Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям. | Мотив общественной значимости (ориентация на пользу незнакомым людям). |
9. | Я привык хорошо работать над уроками, старательно выполнять все задания, просто иначе не могу. | Мотив принципиальной добросовестной исполнительности. |
Обработка результатов:
1. Подсчитать сумму баллов для каждого мотива (по девяти мотивам).
2.Получить показатели значимости по девяти мотивам учебной деятельности в диапазоне от 0 до 24 баллов (максимальное количество баллов –24 = 3 (высший бал оценивания) 8 (число сочетаний)).
3. Полученные данные использовать для составления:
а) сводной таблицы;
б) индивидуальной диаграммы для каждого испытуемого;
в) кривой распределения величин каждого из мотивов.
Для получения кривой значение каждого из мотивов выписываются в убывающем порядке, а затем накладываются на ось координат, где ось абцисс –шкала в 24 балла, ось ординат – число участников выборки. Для получения кривой распределения выделяются отрезки – число высокомотивированных испытуемых (от 16 до 24 баллов), число среднемотивированных в данной деятельности (от 8 до 16) и число низкомотивированных испытуемых ( от 0 до 8 баллов).
Анализ индивидуальной мотивационной структуры деятельности может производиться по принципу выявления типа этих структур. При этом сравниваются максимальные показатели индивидуальных мотивов (2 – 4), групповых (5 – 7) и общественных (8 – 9). Результаты сопоставления отражаются формулой: И... Гр... О, где И (индивидуальные мотивы), Гр (групповые мотивы), О (общественные мотивы) в своих сочетаниях образуют индивидуалистическую мотивационную структуру:
И>Гр>0;
Групповую мотивационную структуру:
И<Гр>0;
Индивидуально-общественную мотивационную структуру:
И>Гр<0;
Коллективистическую мотивационную структуру:
И<Гр<0.
Таким образом можно, пользуясь формулами, характеризовать направленность действий отдельного испытуемого или целой группы.
Сводная таблица.
После подсчёта баллов для каждого испытуемого целесообразно занести все данные по группе в сводную таблицу; выделить среднее арифметическое по каждому мотиву (сумму баллов по мотиву разделить на количество испытуемых).