Информационно-познавательные барьеры
* Барьер, возникающий из-за различия опыта собеседников.
* Барьер, возникающий из-за различия уровней образования.
* Барьер, возникающий из-за различия типа мышления (одним проще мыслить образами, у других - абстрактно-аналитическое мышление; таким людям сложно понять друг друга и достаточно сложно договориться между собой, поскольку они говорят и думают «на разных языках»).
Идеологические барьеры
* Барьер, возникающий при наличии у собеседников
различных стереотипов.
* Барьер, возникающий при различии системы ценностей.
* Барьер различия социальных установок и т.д.
Социально-психологические барьеры
Возникают, если есть неприятие формы общения одной из сторон. Рафинированный интеллигент и продавец с рынка вряд ли смогут длительное время успешно общаться, поскольку у этих людей ценности, находящиеся в разных сферах. Соответственно складывается и отношение к собеседнику.
Каждая из перечисленных групп барьеров может в отдельности или в совокупности быть препятствием эффективного общения. Важно уметь анализировать общение с другим человеком, знать, что помогает, а что мешает установлению взаимопонимания. Тогда на что-то можно не реагировать, какие-то подводные рифы можно обойти, что-то «не услышать», не принимать близко к сердцу те выпады собеседника, которые адресованы кому-то третьему, и всегда помнить, что у любого человека могут быть неприятности, которые не имеют к вам ровно никакого отношения.
Пять правил продуктивного общения.
Для того, чтобы общение было более продуктивным, целесообразно придерживаться простых правил:
* При общении с другим человеком постарайтесь настроиться «на его волну», уловить его и свое эмоциональное состояние. » Не оценивайте личность собеседника, а принимайте его таким, какой он есть.
* Учитывайте, что у вашего собеседника может быть иное мнение, отличное от вашего, и что он имеет на это полное право.
* Направляйте общение на решение общих проблем. Пусть вашим противником будет общая проблема, а не человек, с которым вы общаетесь. » Выражайте собеседнику свои чувства, говорите о своих желаниях — не бойтесь их и не старайтесь спрятать.
Я предлагаю вашему вниманию два теста ( см. Приложение). Они помогут вам понять, насколько легко и приятно с вами общаться другим людям, умеете ли вы слушать других или же добрая половина информации проходит мимо вас.
Практические рекомендации
Прежде чем начать разговор, подготовьтесь. Только необыкновенный человек может прийти на переговоры или начать важный разговор по телефону и:
* запомнить все, о чем хотел сказать;
* изложить это в логической последовательности;
* быть кратким и не отклоняться от главной темы.
Запишите ключевые слова на небольшую карточку. Во-первых, это поможет структурировать ваши собственные мысли. Во-вторых, поможет сосредоточиться на основных моментах вашей речи. В-третьих, если при разговоре с людьми вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.
* * *
Если вы любите спорить и давить на людей, вы можете нажить себе кучу врагов. Даже если ваши утвердительные положения вполне логичны. Человека невозможно убедить в чем-то, если он сам этого не хочет. Любой спор изначально бесперспективен. Один раз озвучив свою позицию, человек предпочитает ее придерживаться. Это общая закономерность. Человека можно, конечно, переспорить, задавить в споре неопровержимыми, казалось бы, доказательствами. Только при этом вы не измените его мнения. Проводя тренинги, я много раз наблюдала ситуации, когда в споре человек «уходит в глухую защиту» и тогда он уже не слышит своего оппонента. И тут можно приводить даже самые разумные доводы — все равно без толку. Какой из этого выход? Задавайте вопросы. «Не кажется ли вам...?» «Не лучше ли это сделать так...?» Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на людей так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет более желанный прием у людей. Вопросом вы убиваете двух зайцев:
*сообщаете другому человеку то, что думаете;
* делаете ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.
* * *
Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить свой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача «заболтать» собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.
* * *
Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди ГОВОРЯТ, в пользу того, что они ДЕЛАЮТ. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела.
Интересным приемом является «разрыв шаблона». Вы вводите в ситуацию неуместное замечание, которое само по себе представляет вразумительное сообщение, тем самым не давая другому человеку дать единственный ответ на первоначальную ситуацию.
Хорошим средством прервать ход мысли собеседника — это неожиданно сказать ему: «Вот видите!» (или «Я же говорил!»).
* * *
Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.
Негативные слова | Позитивные слова |
Должен | Хотел бы |
Необходимо | Предпочел бы |
Нужно | Желательно |
Ужасно | Не так хорошо, как могло быть Идет вразрез с ожиданиями Могло бы быть и лучше |
Страшно | Немного тревожно |
Неудача | Неполная победа Иной поворот событий |
Растерянный | Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуации |
Провал | Затруднительное положение |
Если человеку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. Причем, чем более чувствителен человек, тем это более заметно. Эту закономерность легко объяснить. Дело в том, что все внимание человека, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует анализаторскую деятельность мозга. Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую нужно учитывать. Для того, чтобы нейтрализовать подобные явления, можно пользоваться, например, фразой: «Если вы будете говорить спокойно, я смогу вас лучше понять», против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.
Большое значение в процессе общения имеет тон голоса. По-разному расставляя акценты, можно в значительной степени изменить смысл посылаемого сообщения. Сравните, например: фразу «Эту проблему мы должны решать совместно» можно сказать абсолютно по-разному: