Тема 12. Информационно-познавательные потребности и интересы: сущность, структура, классификация.

Понятие потребности. Потребность как состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым в чем-либо. Потребность как стимул деятельности по созданию и усвоению материальных и духовных ценностей. Классификация потребностей. Познавательные потребности, их характеристика. Специфика реализации потребностей в видах деятельности— материально-преобразующей, духовно-преобразующей, социально-преобразующей и самопреобразующей.

Уровни познавательных потребностей— потребность в освоении (потреблении) соответствующих ценностей (потребность пассивного характера) и потребность в духовном творчестве (потребность активного характера).

Формирование потребностей. Удовлетворение информационных потребностей как конечная точка "встречи вопросов и ответов" в процессе интеллектуальной деятельности личности.

Интерес как специфический мотив культурной, в частности, познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн), как конкретизированная потребность. Стадии развития интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес (Г.И. Щукина). Интерес как один из решающих стимулов приобретения знаний. Социальный характер информационно-познавательных интересов в интеллектуальной (познавательной) структуре личности.

Классификация информационно-познавательных интересов: по широте и многообразию; по их значению и роли; формированию умений и навыков; убеждений, мотивов деятельности; по сфере приложения; по степени удовлетворения интересов; по содержанию и направленности.

Методика формирования и удовлетворения информационно-познавательных потребностей и интересов. Системный подход к изучению интересов и интересов в получении разнообразной информации. Методы изучения информационно-познавательных потребностей, их интерпретация.

Особенности удовлетворения индивидуальных потребностей личности в разнообразных видах информации и получении знаний в условиях досуга. Система форм и методов удовлетворения индивидуальных потребностей: организация бюро справок, консультационных пунктов, общественных приемных и др. Их специализация для проведений консультаций и индивидуальных бесед. Справочно-библиографические службы и информационные центры.

Методика формирования активных устойчивых интересов и потребностей в приобретении научных знаний для понимания закономерностей и процессов социальной жизни.

Методика выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей:

- 1 этап: выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности).

Ведущие методы – внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия; преимущественные формы— обзоры, доклады, комментарии, вопросно-ответные формы.

- 2 этап: дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, её закрепление и углубление (стадия любознательности).

Дифференциация интересов в определенном направлении информационно-просветительской деятельности. Преобладающие методы воздействия – убеждения, одобрения, авторитет. Метод перспективных линий. Форма проявления интереса – пресс-конференции, дискуссии, информационные конференции, форумы, конкурсно-познавательные программы.

- 3 этап: закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельной творческой познавательной деятельности. Собственно познавательный интерес. Формы проявления – участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности – Советах, объединениях, ассоциациях и различных обществах.

Программы изучения информационно-познавательных потребностей и интересов: их вариативность, методика разработки.

Семинар № 4

Тенденции развития познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности

1. Развитие представлений о познавательной активности.

2. Типы познавательной активности.

3. Развитие познавательной активности личности средствами социально-культурной деятельности: особенности, проблемы и перспективы.

Практическое занятие № 13

Наши рекомендации