Задания для самостоятельной работы. 1. Исключите из списка то, что не относится к функциям психики: а) отражение окружающей действительности

1. Исключите из списка то, что не относится к функциям психики: а) отражение окружающей действительности, б) непроизвольное внимание, в) двигательная память, г) поддержание целостности организма, д) регуляция поведения и деятельности в окружающем мире.

2.Соотнесите формы поведения животных с их характеристиками.

Формы поведения животных
Название Характеристика
  1) Инстинкт(ы)     2) Навык(и)     3) Интеллектуальное поведение а) индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения
б) сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах
в) способность решать двухфазные задачи, требующие подготовительных действий для своего решения
г) автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро, без лишних затрат физической и психической энергии
д) относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида
е) форма психической деятельности животных, отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей

3.На основании изучения теоретического мате­риала [1], [2], [3], [13], заполните таблицу «Стадии развития психики и поведения животных» (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).

Стадии и уровни психического отражения Характеристика стадии (особенности поведения животных) Примеры животных данной стадии развития
     
     

4.Прочитайте описание психологических характеристик сознания в учебниках А.В. Петровского [2, С. 29-32] и Р.С. Немова [13, С. 132-136]. Проведите сравнительный анализ и сделайте выводы о специфике взглядов авторов на структуру сознания. Результаты анализа представьте в таблице.

Психологические характеристики сознания
Характеристика сознания По Петровскому А.В. По Немову Р.С.
1.    
2.    
   

5. Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.

6. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы восприятия других людей и на самовосприятие.

В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать "правильный" (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.

При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае пренебрежительного к нему отношения.

При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном.

7.Ознакомьтесь с высказываниями, отражающими способы осмысления «Я». Какое из предложенных высказываний отражает ваше восприятие своего «Я»? Аргументируйте свой ответ.

1) «Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня». (Епископ Боссюэ)

2) «Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов». (Г. Л. Дитрих)

3) «Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново». (3. Фрейд)

4) «Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной!» (И. Северянин)

5) «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть». (Ж.-П. Сартр)

6) «Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины...» (И. Ньютон)

8. Используя рекомендованную к занятию литературу, подготовьтесь к обсуждению темы «Бессознательное в жизни человека». Вопросы для обсуждения: 1) Понятие и виды бессознательного. 2) Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека. 3) Соотношение между сознанием и бессознательным.

Подберите конкретные описания 2-3 проявлений сознания и бессознательного. Могут быть использованы различные источники (личный опыт, произведения художественной литературы, содержание кинофильмов, исторические материалы и т.д.).

Наши рекомендации