Система жанров древнерусской литературы. Ведущие жанры в историко-функциональном освещении. Ключевые темы, образы, сюжеты древнерусской литературы. 1 страница

Д. С. Лихачев ввел в научный оборот понятие системы жанров. Вместе с христианством

Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием-традицией и уставом. Специфическими особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным целям. Жанры Др.л. имели большую обрядовую и деловую предназначенность, чем жанры новой русской литературы. Основное отличие одних жанров Др. л. от других в их употреблении: обрядовой, юридической и др. функциях.

Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги <священного писания>. Вслед за ними шла

гимнография и <слова>, связанные с толкованиями <писания>, разъяснениями смысла праздников. Такие <слова> обычно объединялись в сборники-<торжественники. Затем следовали жития-рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Четьи-Минеи, Патерики.

Отношение литературных жанров между собой. В XVII в., когда появляется система жанров новой русской литературы, происходит смешение жанров древнерусской и новой литературы. Названия древнерусских произведений различаются между собой далеко не точно. Под одним названием могут находиться совершенно различные произведения. Например. «Слово о полку Игореве», «Слово похвальное инока Томы». Поэтому книжники часто ставят в заглавие одновременно по два жанровых определения, а иногда и больше («Наказание, или поучение к сыну»). Иногда одно и то же произведение в разных списках имело различные жанровые определения («Жития Александра Невского», «Сказание…», «Повесть…»). Соединение несколь5ких жанровых определений указывает в названиях не только на колебания книжников, но является иногда результатом того, что произведения древнерусской литературы действительно соединяли в себе несколько жанров. Жанры не равноправны и не однородны, а составляют своеобразную иерархическую систему. Например, в состав хронографов, летописей, степенных книг входили годовые статьи, исторические повести, жития, грамоты, поучения и пр. Сложные структурные взаимоотношения жанров составляют характерную особенность Др. р. литературы, резко отличающую ее от новой литературы, где существует своеобразное равноправие жанров.

Жанры Древней Руси. Летопись. На Руси велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в., времени Ивана Грозного, они были основным видом исторического повествования, лишь с этого времени "уступая первенство другому историографическому жанру — хронографам. Л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. Летописцы почти никогда не были частными лицами, а выполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. Именно поэтому Л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и историков, на основании Л. воссоздающих действительный ход событий. По структуре своей древнерусские Л. представляли своды погодных статей, т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий. Древнейшей из дошедших до нас Л. является - это летописный свод, излагающий древнейшую историю Руси. До настоящего времени сохранилось несколько сотен списков Л. (некоторые Л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. Сводом является, собственно говоря, каждая Л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую Л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу - сводный характер летописей.

Агиография (агус - святой)- литература о святых. Житие - наиболее распространённый агиографический жанр древнерусской литературы, наиболее читаемый. Житие изучает человека в крайних точках (святость - злодеяние).

Житие(греч. - биография, БИОС - жизнь) - жизнеописание святого. Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные в них истории святых – предмет для подражания. Рассказывая о жизни какого-либо святого, агиографы часто заимствуют эпизоды из жизни других святых. Так, в Житии Феодосия Печерского – одном из первых русских житий – повествуется о том, как Феодосий, борясь со страстями, с собственной плотью, по ночам отдавал тело на поедание комарам и оводам. Этот фрагмент – точное повторение одного из эпизодов жития Макария Египетского.Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому- соответствовал свой тип жития. Типы жития: преподобническое житие (преподобный - канонизированный монах, инок) - в высшей степени подобный Богу. Структура преподобнического жития: 1. Благая весть до рождения; 2. Успех в освоении грамоты и проявление ранней любви к Богу. 3. Искушение; 4. Приход в монастырь; 5. Аскеза; 6. Постриг; 7. Искушение; 8. Смерть; 9. Посмертные чудеса. Могут быть отклонения от этой структуры. Например, житие Серафима Саровского - он рождён не от благочестивых родителей. Сергий Радонежский - не проявил ранних успехов в учении, а только после встречи со старцем.

Равноапостольское житие (Владимира, княгини Ольги) - равен апостолам, учившим и проповедующим.

Княжеские жития: В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является <историзм>, тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т.е. жанрами светской литературы. Идея, что князь свят и его власть от Бога - сакрализация власти вообще характерна для средних веков - «нет власти не от Бога». Князь свят т.к. он воин. Древнерусская литература не знала светских жизнеописаний князей-воинов. Повествование о князе воине было возможным, лишь когда его изображали как святого. Образ князя: набор агиографических характеристик: рождение от благочестивых родителей, ранее проявление любви к Богу, конфликт с иноверцем, защита догматов христианской веры. Своими воинскими деяниями не ищет себе славы и наград, а заботится о благосостоянии церквей, о православном христианстве. Милует грешных рабов.

Жития столбников: ч-к живёт на столбе.

Жития юродивых. Например, Ксении Петербуржской.

Житие мартирии (мортирос - свидетель). Для этого жития в первую очередь характерен определённого типа конфликт: с одной стороны предстаёт герой-христианин, будущий мученик, с другой - его антагонист, мучитель. Функции христианина - обличение язычества, защита догматов христианской веры и жертвенная смерть. Функции мучителя - вынесение приговора христианину и его казнь. в связи с изменением исторической ситуации менялись и участники конфликта - в более позднюю, византийскую эпоху появились мартирии, описывающие мученическую смерть монахов, пострадавших от внешних врагов, мусульман.

Также с изменением исторической ситуации меняются герои и воинской повести - с эпохи татаро-монгол появляются воинские жития агиографического типа - убиенный на поле брани воспринимался как святой мученик, они строятся по типу жития-мортирия. Здесь воинский подвиг носит коллективный характер. Воин - фигура сакральная в средневековом христианском сознании. Воин гибнет за веру, землю, за великого князя. Раны и пролитая кровь - знаки святости на войне. Воин - мученик произволением, по своей смерти. основные составляющие мученического подвига воина: покаяние, очищение и аскеза; желание мученического подвига, готовность к нему; исполнение заповеди отречения от мира; гибель на поле брани за веру и Русскую землю.

Образ внешнего врага: это мучитель, противник христианина. само появление внешнего врага в сюжете уже означает завязку мученического конфликта. Доминантой образа являются антихристианские черты. Например, «Казанская история» - повествование строится по модели сюжета о появлении на свет природного зла. Происхождение Казани описано через мотив злого греховного рождения (будущая столица татарского царства возникла на месте, которое ранее было обиталищем змея-человекоядца. Казанцы унаследовали природу этого змея). Татары оскверняют русскую землю (оскверняют церкви, творят блуд над пленными женщинами. И Господь карает Казанцев злой смертью. Постоянно звучит мотив возмездия. одного из основателей Казани постигает злая смерть- он убит вместе с сыном ножом ещё одним своим сыном. Иван Грозный захватывает Казань: «мечом и кровью Казань зачалась, мечом и кровью и скончалась».

Историческая повесть рассказывает о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и непристанных усобицах. Первые исторические повести сравнительно невелико по объему и встречаются, как правило, в составе летописей. Начиная с ХV в. некоторые из них распространяются в качестве самостоятельных текстов. Одна из наиболее интересных из них – это «Задонщина», в которой рассказывается о походе за Дон великого князя Дмитрия Ивановича и о том, как он одолел золотоордынские полчища. «Задонщина» как бы ведет своеобразный диалог со «Словом о полку Игореве». В «Слове» на половцев вышли два брата – Игорь и Всеволод, и в «Задонщине» навстречу «новым половцам» снова выступили два брата (хотя и двоюродные): Дмитрий Иванович, князь московский, и Владимир Андреевич, князь серпуховский. Но если некогда Бог покарал Русь, то ныне пора гнева миновала и князей ждет победа, ведь они благочестиво ратуют «За землю русскую и за веру христианскую».

Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. В основе сказания лежит какой-либо сюжетно завершенный эпизод, в основе предания - устная легенда. Эти жанры обычно входят в состав летописей, хронографов. Особое место среди мирских жанров занимает <Поучение> Владимира Мономаха, <Слово о полку Игореве>, <Слово о погибели Русской земли> и <Слово> Даниила Заточника. Они

свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI-первой половине XIII в. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем

постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и

стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

Злая и добрая жена.Мотивные составляющие (по принципу бинарных оппозиций) : добрая - богобоязненная (боголюбивая), хорошая, верная, кроткая (покорная, тихая, смиренная, послушная), правдивая, трудолюбивая, бескорыстная, милосердная, мудра, молчаливая, , чадолюбивая, устроительница, целительница. Злая - чародеица, колдунья, блудная (бесстыдная, прелестница), гордая (властолюбивая), злонравная, лживая, ленивая, жадная, глупая, злоязычница, ненавидящая своих детей, щеголиха, упьянчивая. Если злая жена красива, то красота её телесна, связана с мотивами обольщения. А красота доброй жены прежде всего в её добродетелях и духовности. Злая жена - кара Господня мужу, за ней закреплены мотивы злой смерти, гибели. Добрая жена- награда мужу. Мотивы возрождения, воскресения. В конкретных текстах реализуется тот или иной набор мотивов. Например, «Житие Юлиании Лазаревской» - текст о доброй, благочестивой жене. Она верна и послушна мужу: даже когда он не пускает ее в монастырь, она повинуется, у нее 13 детей, один из которых – Дружина Осоргин – и пишет ее житие, она нищелюбива: раздает к концу жизни все свое имущество, в голодные годы кормит нищих, ее хлеб – из лебеды – для них слаще хлеба ее соседей, хотя у них он из муки, во время мора она, не страшась, ходит за больными, обмывает тела, хоронит и отпевает умерших. Вся жизнь ее – подвиг во имя Христа, хотя подвиг и совершается в миру – постриг она не приняла и после кончины мужа. Но и в миру она непрестанно молится, живет в аскезе, даже умерщвляет плоть – насыпает в сапоги битых острых черепков, ходит зимою без теплой одежды, спит на голых и острых досках. образ «злой жены» - это Улита из «Сказания об убиении Даниила суздальского и о начале Москвы».

Проблема изучения «национального сюжетного пространства» (Ю.М. Лотман).Нац-сюжетное пространство - это вся совокупность национальных сюжетов (написанных или ненаписанных, но потенциально возможных в данном культурно-временном континууме). М.Ю. Лотман предлагает изучать нац.сюжеты на основе романа 19 в. проблема классификации романа очень сложна. К изучению нац. Сюжета и пространства нужно подходить исторически (т.е. с начала развития литературы, выходить за рамки только 19 века), и смотреть нац.сюжеты не только в романе.

Литература:

  1. Кусков В.В. История древнерусской литературы.5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.

2. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.

5. Данте Алигьери как поэт рубежа эпох. «Божественная комедия» в контексте творчества Данте. Аллегорический смысл и композиция поэмы. Данте и мировая литература.Данте родился во Флоренции в 1265 г. Происходил из старинного дворянского рода. Однако семья его давно утеряла феодальный облик. Данте получил образование в объеме средневековой школы, кот. сам признавал скудным, и стремился восполнить его изучением франц. и провансальского языков, открывших ему доступ к лучшим образцам иностранной лит-ры. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал также античных поэтов и в 1ю очередь Вергилия, кот. он избрал своим “вождем, господином и учителем”. Рано начал заниматься политикой. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. Вначале Данте был приверженцем папы, но позже, отойдя и от Черных и от Белых гвельфов, возлагал свои надежды на сильного императора, под властью кот. объединиться Италия. А лучшим вариантом гос. управления считал императорский Рим. После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302г был изгнан из родного города.

М.В. Ватсон «Данте». Наиболее выдающимся, первенствующим событием молодости Данте была его любовь к Беатриче (дочь богатого и уважаемого гражданина Фолько Портинари). Впервые увидел он ее, когда оба они еще были детьми: ему было 9, ей – 8 лет. Беатриче была одета в «благородный» красный цвет, и она, по словам Данте, сразу стала «владычицей его духа». 10 лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она идет по улице в сопровождении 2х других женщин, поднимает на него взор свой и, благодаря «неизреченной своей милости», кланяется ему так скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел «высшую степень блаженства». Опьяненный восторгом, поэт бежит шума людского, уединяется в своей комнате, чтобы мечтать о возлюбленной, засыпает и видит сон. Проснувшись, он излагает его в стихах. В первых своих поэтич. произведениях, окружающих ярким сиянием и поэтическим ореолом образ Беатриче, Данте превосходит уже всех своих современников силой поэтич. дарования, умением владеть языком, а также искренностью, серьезностью и глубиной чувства. Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров он противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает «могучим рычагом» своей поэзии правду и искренносгь своего чувства. Эта столь чистая любовь робка, поэт скрывает ее от посторонних глаз, и чувство его долгое время остается тайной. Чтобы не дать чужим взорам проникнуть в святилище души, он делает вид, будто влюблен в другую, пишет ей стихи.

О своей любви Данте повествует сам в «Новой жизни». Доброхотов, А.Л. «Данте Алигьери». Это собрание юношеской лирики, подчиненное общему сюжету и включенное в прозаический текст, кот. комментирует стихи. Многие мотивы «НЖ» остаются ведущими во всем творч-ве Данте: философия любви, теория языка и поэтич. творчества, самопознание. Сюжетный стержень трактата – встречи с Беатриче и связанные с ними видения. По словам Боккаччо, это первое сочинение Данте, заключающее в себе полную историю любви поэта к Беатриче. Назвал он свой сборник «Vita nuova», как некоторые полагают потому, что через эту любовь для него настала «новая жизнь». Милая его – для Данте олицетворение идеала, нечто «божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства», – «царица добродетели». Мысль о ней дает поэту силу побеждать в себе каждое нехорошее чувство; ее присутствие и поклон мирят его со вселенной и даже с врагами; любовь к ней отвращает мысль от всего дурного. Любовь его к Беатриче отличается всеми признаками первой юношеской любви. Это – духовное, святое поклонение женщине, а не страстная к ней любовь. Беатриче для Данте белее ангел, чем женщина; она словно на крыльях пролетает через этот мир, едва касаясь его, пока не возвращается в лучший, откуда явилась, и потому любовь к ней – «дорога к добру, к Богу». Эта любовь Данте к Беатриче осуществляет в себе идеал платонической, духовной любви в высшем ее развитии. Данте не стремился к обладанию возлюбленной; ее присутствие, поклон – вот все, чего он желает, что наполняет его блаженством. Один только раз, в стихе-творении «Гвидо, я желал бы...», фантазия увлекает его, он мечтает о сказочном счастье, о том, чтобы уехать с милой далеко от холодных людей, остаться с ней среди моря в лодке, лишь с немногими, самыми дорогими друзьями. Но это стихотворение Данте исключил из сборника «Vita nuova»: оно явилось бы диссонансом в общем его тоне. Доброхотов. В «НЖ» автор искусно связывает личное потрясение с астрономическими выкладками, магией чисел, теологией и учением о структуре души. Основная тема комментариев – поэтика. Данте показывает, как он овладел всеми типами куртуазной поэзии, и теоретически обосновывает свое место в эволюции жанра. По формулировке Н. Г. Елиной, смысл «НЖ» – это «поэзия личного переживания любви и смерти, приобретающего всечеловеческое значение».В конце “НЖ” намечается переход к очень напоминающей ее по форме и содержанию 2й книге Данте – к “Пиру”.

Доброхотов. Объемный трактат «Пир» (не завершен) был задуман как комментарии к канцонам, написанным Данте в 1290-е годы. Данте пытается вместить в свои комментарии всю массу знаний, которой он овладел к этому времени. «Пир» многословен, эклектичен, в его темах нет взаимной связи. С одной стороны, перед нами комментаторское произведение (основной жанр средневековой науч. прозы), но объект комментариев – поэзия самого автора, причем в ходе толкования вводятся в текст элементы авторской биографии, его оценка современников, его политич. взгляды и эмоции. Трактат написан на итальянском языке. 3 довода автора таковы: итальянскую поэзию надо комментировать на ит. языке, чтобы не нарушилась гармония объясняемой и объясняющего; народный язык расширит круг читателей; естественная любовь к родному языку побуждает выражать свои мысли именно на нем. Здесь видны зерна той новаторской философии языка, кот. вырастет в трактате «О народном красноречии».

В отличие от «Пира» латинский трактат «О народном красноречии» (1304-1307гг) производит впечатление цельности, хотя он также остался незаконченным. Данте писал свой трактат одновременно с «Пиром», где тоже можно найти места, посвященные проблемам языка, но философию языка как продуманное целое мы встречаем впервые именно в этой работе. Данте четко различает естеств. и культурный, «искусств.» язык. У Данте более или менее явно выделяются критерии благородства и достоинства языка: народная речь – естественная, живая, общая и первичная. Вторичная речь, при всей ее утонченности и возвышенности, не обладает способностью к развитию и не м. в полной мере осуществить свое назначение, т. е. быть единящей людей силой. Данте подчеркивает, что речь – специфически человеческое качество. Данте видит в речи фундаментальное свойство чел-ка, на кот. основываются и способность к общению, и связь с высшими дух. мирами, и, наконец, соц. единство человечества. Собрание рассеянных «языков» и возрождение забытого первоязыка – такова должна быть, по Данте, цель культуры. Поиски языка, способного выполнить это высокое предназначение, составляют главное содержание этой работы. Данте посвящает значительную часть трактата анализу ит. поэзии, теории жанров, поэтике.

Трактат «О монархии». (1307–1313гг.) Данте ставит вопрос: что необходимо для обретения соц. мира и благоденствия? Он стремится доказать 3 главных положения: для земного счастья человечества н. империя; власть императора дается ему непосредственно богом; римский народ по праву взял на себя роль имперской власти. Данте полагает, что происхождение гос-ва было обусловлено грехопадением Адама. Человечество оказалось во власти чувственных страстей, из кот. самая опасная – алчность, и потому д. б. создать обществ. устройство, оберегающее людей от их разрушительной корысти. Алчность людей заражает и само гос-во, теряющее от этого функции справедливости и вступающее в корыстную борьбу с другими гос-ми и со своими гражданами. Поэтому, полагает Данте, нужна 3я сила, кот. объединила бы общество и гос-во. По Данте т. монархия м. претендовать на роль примиряющей 3й силы. Она – идеальный строй, т.к. в ней чел-к подчинен только одному началу и это начало реализует, не поступаясь свободой, всеобщий идеал. Дух. опорой монарха д. б. философ. Гл. задачи монарха – зашита свободы, налаживание отношений м/у политич. элементами империи и установление мира. Данте предлагал разделить функции папы и императора: император непосредственно предстоит п/д богом, получает от него санкции на власть и несет полноту ответственности. Папа - наместник не Христа, а Петра (Церкви). И хотя монарх должен оказывать ему уважение, подобное уважению бога-сына к богу-отцу, они суть равноправные выразители божьей воли. Четкое различение духовной и политич. власти позволит, как считает Данте, уберечься от злоупотреблений.

В 1307-1321 годы Данте работает над «БК». “БК” представляет собой грандиозный философско-худ. синтез средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Само название “Комедия” восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках комедией называлось всякое произведение с печальным началом и счастлиым концом. Эпитет же “Божественная” утвердился уже после смерти Данте не раньше 16 в. как выражение ее поэтич. совершенства, а вовсе не религ. содержания. Поэма имеет различные средневек. источники. Фабула поэмы воспроизводит схему популярного в средневековой лит-ре жанра "видений" или "хождений по мукам" - о тайнах загробного мира. В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании. Как отмечает С.Аверинцев: "Систематизированная "модель" ада в "Божественной комедии" со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей "опрокинутый", негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов - представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об аде". С наибольшей силой Данте выразил и средневековое восприятие времени. Как отмечает А.Я. Гуревич, "БК" превращает время в трагедийное воплощение вечности, в то же время устанавливая с нею сложную диалектическую связь. Обращение Данте к античным писателям (и прежде всего Вергилию) является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Ренессансные эл-ты ощущаются как в самом переосмыслении роли и фигуры проводника по загробному миру, так и в переосмыслении содержания и функции “видений”. Отличия: 1. язычник Вергилий получает у Данте роль ангела-проводника средневековых “видений”; 2. В отличие от средневековых "видений", ставивших целью обратить чел-ка от мирской суеты к загробным мыслям, Данте использует форму "видений" для наиболее полного отражения реальной земной жизни и прежде всего для суда над человеч. пороками и преступлениями во имя не отрицания земной жизни, а ее исправления. 3. Пронизывающие всю поэму жизнеутверждающее начало, оптимизм, материальность сцен и образов. Противоречия м/у средневековой и ренессансной мировоззренческой и худ. системами наблюдаются также в трактовке назначения и функций ада. Даже там человек у Данте является прежде всего личностью. Это связывает БК с искусством Ренессанса, одной из основных особенностей кот. как раз являлся напряженный интерес к земному миру и чел-ку. Однако реалистич. тенденции здесь еще противоречиво уживаются с чисто средневековыми устремлениями, например, с аллегоризмом, пронизывающем всю поэму, а также чисто католической символикой, так что каждый сюжетный момент в поэме истолковывается в нескольких смыслах: морально-религиозном, биографическом, политическом, символическом и т.д. Морально-религиозные аллегории сближают “БК” с лит-рой раннего средневековья, а политич. придают ей светский отпечаток, не типичный для лит-ры средневековья.

Доброхотов. «БК» состоит из трех частей (кантик) в соответствии с тремя этапами путешествия Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». Главные метрические единицы в поэме – тройка и девятка, т. е. число Троицы и число Беатриче (три, умноженное на себя). В каждой кантике 33 песни, но «Ад» содержит 34 песни, оказываясь как бы неправильным элементом целого. Однако именно благодаря лишней песни «Ада» общее число песней равняется 100 и «Ад», т. о., входит в гармонию целого, подобно тому, как зло оказывается необходимым элементом прекрасного универсума. Все кантики кончаются словом «звезды»: звезда – это и символ небесной цели, и астрологическое понятие, и постоянный ориентир в странствии Данте.

М.В. Ватсон. «БК» – великая аллегория человека, греха и искупления с религ. и с нравств. стороны. Здесь п/д нами падение и возрождение чел-ка, его внутр. история, наравне с историей внешней. Всякий человек носит внутри себя свой ад и свой рай. Ад – смерть души, владычество тела, образ зла и порока; Рай – образ добра и добродетели, внутр. мира и счастья; Чистилище – переход из одного состояния в другое посредством раскаяния. Пантера, лев и волчица, заграждающие путь к солнечному холму, изображают собою 3 главенствующие порока, считавшиеся тогда преобладающими в мире: сладострастие, гордость и алчность. Кроме нравств.-религ. значения, «БК» имеет значение и политич. Темный лес, в кот. поэт заблудился, означает анархическое состояние мира, и в частности Италии. Избрание поэтом в руководители Вергилия тоже не лишено аллегорич. значения. В средние века существовало нечто вроде культа Вергилия. В народных преданиях Вергилий является чем-то вроде кудесника, волхва и величайшего в мире мудреца. Вергилий олицетворяет собой у Данте разум, высшую способность разумения, кот. человек м. достигнуть без божеств. откровения. А т. к. автор «Энеиды» не только национальный поэт Рима, национальный историк древней Италии, но и певец римской истории, певец, наиболее прославивший римское государство, то он изображает собою в «БК» символ идеи гибеллинов – идеи римской универсальной монархии, и пророчит Италии политич. мессию, который прогонит обратно в Ад волчицу, т. е. причину всякой несправедливости на земле.

Елина Н.Г. «Данте» (?). Архитектонику изображенного в поэме загробного мира Данте подсказали традиции средневековой богословской мысли Следуя традиционной богословной схеме мироздания, Данте изображает ад, как огромную воронку, уходящую к центру земли. Ад разделен на 9 концентрических кругов. Чистилище – окруженная морем гора, имеющая 7 уступов. В согласии с католическим учением о посмертных судьбах людей, Данте изображает ад местом наказания нераскаявшихся грешников. В чистилище находятся грешники, успевшие покаяться перед смертью. После очистительных испытаний они переходят из чистилища в рай – обитель чистых душ. Тонко разрабатывая типологию человеч. пороков, он отводит каждому четкое, точно определенное место в соответствующих кругах ада или чистилища.

(инет) Изображая ад, Данте показывает в нем целую галерею живых людей, наделенных различными страстями. В аду Данте торжествует справедливость. Данте чтит высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в преисподней, но в то же время там царит свобода воли в праве на собственную оценку, реакцию на приговор, на личное отношение к грешникам. Описание Ада у Данте пронизано эмоциональной сопричастностью, направленной на то, чтобы ощутить греховность, а не абстрактность ада. Потому-то каждому греху дается фигуральное выражение. “Аду” присущ мрачный колорит, густые зловещие краски, среди которых господствуют красная и черная. На смену им приходят в “Чистилище” более мягкие, бледные и туманные цвета — серо-голубой, зеленоватый, золотистый, это связано с появлением в чистилище живой природы — моря, скал, зеленеющих лугов и деревьев. Наконец, в “Рае” ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски, рай—обитель чистейшего света, гармоничного движения и музыки сфер.

Наши рекомендации