Требования к курсовой работе
Защита курсовой работы – итоговая форма контроля по дисциплине «Профессиональные коммуникации».
Курсовая работа должна носить творческий исследовательский характер и быть направленной на приобретение и развитие, во-первых, практических умений и навыков по дисциплине (дисциплинам) учебного плана, во-вторых, компетенций по избранной специальности.
Цели и задачикурсовой работы:
· углубленное изучение дисциплины, закрепление практических умений и навыков в соответствии с учебной программой;
· овладение навыками самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы;
· выработка умения логически строить и последовательно излагать материал по теме, формулировать суждения и убедительные выводы;
· формирование умения публичной защиты;
· определение собственных интересов в спектре предлагаемых учебными программами по специальности практических проблем и задач социально-экономического развития общества;
· подготовка к выполнению дипломной работы.
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· перечень условных обозначений и терминов (при необходимости);
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения (при необходимости).
Во введении обосновывается актуальность темы (проблемы), формулируется научный аппарат предполагаемого исследования (цели и задачи работы, объект, предмет и методы исследования). Примерный объем введения – 2 страницы.
Основная часть работы включает, как правило, три раздела, в которых содержатся подразделы. Допускается выполнение курсовых работ с основной частью, состоящей из двух или четырех разделов.
Названия разделов (подразделов) не должны повторять название курсовой работы (раздела). Слова «раздел» и «подраздел» при их нумерации не пишутся.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические вопросы заявленной темы (обозначенной проблемы), степень и качество ее проработанности в специальной литературе, может излагаться собственная позиция автора. Раскрывается сущность основных понятий и категорий, обосновывается выбор методики и методов исследования.
Анализ теоретического материала в курсовой работе предполагает более глубокое, чем в учебной литературе, изучение избранной темы, что определяет предпочтения в выборе литературных источников. Заимствованные теоретические положения необходимо использовать со ссылкой на источник.
Второй раздел курсовой работы – аналитический. В нем дается аналитическая характеристика объекта исследования. Анализ должен основываться на конкретном фактическом материале, полученном, в том числе, и во время прохождения производственной практики.
Третий раздел курсовой работы – проектный (конструкторский). Он должен содержать основанные на проведенном исследовании аргументированные выводы и практически реализуемые предложения и рекомендации.
В заключении курсовой работы подводятся итоги исследования, тезисно излагаются его основные положения и результаты. Дается характеристика предлагаемых мероприятий и рекомендаций. Объем заключения – до 2-х страниц.
В список использованных источников,как и в дипломной работе, включаются сведения обо всех источниках информации, использованных при выполнении курсовой работы. Требования к организации списка и описанию источников аналогичны требованиям, сформулированным в соответствующем разделе дипломной работы.
Содержание работы иллюстрируется таблицами, графиками, схемами и другими графическими материалами, которые могут быть помещены как непосредственно в тексте, так и оформляться в виде приложений наряду с другим вспомогательным материалом, необходимым для восприятия исследования.
Объем курсовой работы составляет 25–30 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.
Работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210´297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации приложения на листе формата А3 (297´420 мм).
Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора Word. Текст работы печатается шрифтом Times New Roman 14 пунктов, межстрочный интервал должен составлять 18 пунктов. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее –20 мм.
Шрифт печати прямой, черного цвета, одинаковый по всей работе. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста черной капиллярной ручкой.
Работа сшивается в порядке, обозначенном в структуре дипломной работы, и брошюруется в твердую обложку.
Наименования структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатаются прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт размером на 1-2 пункта больше, чем шрифт основного текста. Так же печатаются заголовки глав.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом размером на 1-2 пункта больше, чем шрифт основного текста.
Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом размером шрифта основного текста.
В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовка не допускается.
Расстояние между заголовком и текстом (за исключением заголовка пункта) должно составлять 2-3 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1,5-2 межстрочных интервала. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, может быть больше, чем расстояние между заголовком и текстом, к которому он относится.
Каждую структурную часть курсовой работы следует начинать с нового листа (страницы). Данное требование не распространяется на разделы и подразделы.
Нумерация страниц, глав, разделов, подразделов, рисунков, таблиц, формул и приложений дается арабскими цифрами без знака №..
Первой страницей курсовой работы является титульный лист. Титульный лист не нумеруются, но включаются в общую нумерацию страниц работы. Нумерация производится по центру, внизу страницы, без точки в конце.
Номер главы ставится после слова «ГЛАВА» без точки. Заголовок главы печатают с новой строки, следующей за номером главы.
Разделы нумеруются в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой. Например: 1.2 (второй раздел первой главы).
Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела и подраздела, разделенных точкой. Например: 1.2.3 (третий подраздел второго раздела первой главы).
Заголовки разделов, подразделов, пунктов приводят после их номеров через пробел. Слова «раздел», «подраздел» не используются.
В конце нумерации глав, разделов, подразделов, пунктов, а также их заголовков точку не ставят. Например: «2.3 Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия».
Иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, схемы, графики, карты) располагаются в дипломной работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Иллюстрации, которые расположены на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Если их размеры больше формата А4, их размещают на листе формата А3 и учитывают как одну страницу.
Иллюстрации должны быть четкими. Фотографии размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. Номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первой главы).
Если в главах курсовой работы приведено лишь по одной иллюстрации, то их нумеруют последовательно в пределах курсовой работы в целом. Например: Рисунок 1, Рисунок 2.
Если в курсовой работе приведена только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.
Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. Слово «Рисунок» и номер отделяются знаком тире от наименования. Точка в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставится. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка. Слово «Рисунок», его номер и наименование иллюстрации печатаются по центру полужирным шрифтом. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст), которые помещают между иллюстрацией и ее названием по центру страницы. Слово «Рисунок», его номер, пояснительные данные к нему печатаются уменьшенным на 1–2 пункта размером шрифта. Например:
|
Подрисуночный текст
Рисунок 3.1 – Наименование диаграммы (иллюстрации)
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком «тире». Располагают заголовок над таблицей слева, без абзацного отступа. Подчеркивать заголовок не следует. Точка в конце заголовка не ставится.
Пример построения таблицы:
Таблица (номер) – Заголовок таблицы
Головка | Заголовки граф | |||||
Подзаголовки граф | ||||||
Строки | ||||||
(горизонтальные | ||||||
ряды) | ||||||
Боковик (графы для заголовков строк) | Графы (колонки) |
Заголовки граф должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные.
Допускается нумеровать графы арабскими цифрами, если необходимо давать ссылки на них по тексту курсовой работы.
Графа «№ п/п» в таблицу не включается. При необходимости порядковые номера включенных в таблицу показателей указываются в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.
Деление головки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк в таблице должна обеспечивать четкое воспроизведение включенной в нее информации. Допускается применять в таблице шрифт на 1-2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы.
Таблицы нумеруются последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах главы. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первой главы).
Если в курсовой работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Таблица размещается после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указываются один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» в верхнем правом углу листа (страницы). Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывается номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2».
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы, повторяя в каждой части таблицы боковик. Заголовок помещают под первой частью таблицы, над остальными пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяется словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и иных символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк.
Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после того или иного операционного знака (равенства, плюс, минус, умножения, деления), который повторяется в начале следующей строки.
Нумеруют формулы (если их более одной) в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номера формул пишутся в круглых скобках у правого поля листа на уровне формулы, например: «3.1» (первая формула третьего раздела).
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов необходимо приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле, и тем же шрифтом, а значение каждого символа и числового коэффициента давать с новой строки. Первую строку пояснения следует начинать со слова «где» без двоеточия.
Пример оформления в тексте курсовой работы второй формулы первого раздела:
Рентабельность продукции (Р) определяется по формуле
, (1.2)
где П – прибыль от реализации продукции, руб.;
С – себестоимость реализованной продукции, руб.
Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие сведения, нумеруют последовательно в пределах одной страницы помещают внизу страницы. Если примечаний на одном листе несколько, то после слова «Примечание» ставят двоеточие, например:
Примечания:
… .
… .
… .
Слово «Примечания» и их содержание печатаются шрифтом размером на 1–2 пункта меньше размера шрифта основного текста.
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание», написанного с абзацного отступа, ставят тире и с прописной буквы излагают примечание.
При написании курсовой работы автор должен давать ссылки на используемые источники, сведения и материалы.
Библиографическую ссылку в тексте на литературный источник осуществляют посредством приведения номера по списку использованных источников или номера подстрочной сноски. Номер источника по списку необходимо указывать сразу же после упоминания в тексте.
При использовании в курсовой работе заимствованных из источников информации цитат, иллюстраций и таблиц необходимо указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц. Номера источников и соответствующих страниц, иллюстраций, таблиц проставляются в квадратных скобках. Например: [14, с. 26, таблица 2] (здесь 14 – номер источника в списке, 26 – номер страницы, 2 – номер таблицы).
Внутритекстовые ссылки на разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения выполняются при помощи следующих словосочетаний: «… в соответствии с разделом 1», «… согласно 1.3», «… по формуле 2.1», «… на рисунке 1.2». Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Подстрочные сноски – это текст пояснительного или справочного характера. Знак сноски ставится после того слова, по которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.
Сноски печатают с абзаца в конце страницы, где они обозначены, и отделяют короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, например: сноска1 в п. 7.7.1.
Знак сноски выполняют арабскими цифрами и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.
Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками: *), **), ***) Применение более четырех звездочек не допускается. Перенос текста сноски на следующую страницу не допускается.
Источники следует располагать либо в порядке появления ссылок в тексте работы, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий. Во втором случае при использовании в дипломной работе законодательных и иных нормативных правовых актов они размещаются в начале списка с соблюдением иерархии и алфавитного порядка по названию.
Сведения об источниках печатают с абзацного отступа. В списке использованных источников после номера ставят точку.
Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который помещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.
Если в работе более одного приложения, их обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т. д.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые в пределах каждого приложения, перед ними без точки ставится буква, соответствующая обозначению приложения с точкой, например: «А 2.3» (третий подраздел второго раздела приложения А). Так же нумеруются иллюстрации, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, например: «Рисунок А 2» (второй рисунок приложения А); «Таблица А1» (первая таблица приложения А).
Выполненная курсовая работа представляется на кафедру не позднее, чем за две недели до защиты для проверки и составления отзыва о ней преподавателем-руководителем работы.
В отзыве на курсовую работу отмечаются положительные стороны и недостатки курсовой работы, при необходимости указывается, что следует доработать. Отзыв заканчивается выводом о возможности допуска работы к защите. Оформляется отзыв в произвольной форме.
В случае недопуска курсовой работы к защите, отзыв в обязательном порядке оформляется на отдельном листе с подробным описанием недостатков работы.
Курсовая работа с отзывом на нее выдается студенту (слушателю) для ознакомления и возможного устранения отмеченных недостатков.
Если курсовая работа руководителем к защите не допущена, автор обязан переработать ее в соответствии со сделанными замечаниями и рекомендациями и представить на повторную проверку. В этом случае обязательно представляется отзыв на первый вариант работы.
Защита курсовой работыпроводится на заседании комиссии в сроки, установленные кафедрой совместно с институтом, но до начала экзаменационной сессии, и является условием допуска студента к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине. На защите может присутствовать учебная группа (в полном составе или частично).
На защите в своем выступлении (до 8 минут) студент должен: обосновать актуальность темы, охарактеризовать предмет и объект исследования, назвать цели и задачи работы, дать характеристику использованным источникам, ознакомить со структурой работы и сутью изложенных в ней вопросов, сообщить выводы и предложения, сделанные в результате проведенного исследования.
Кроме того, студент должен дать исчерпывающие ответы на замечания и вопросы членов комиссии.
Оценка выставляется по качеству выполненной курсовой работы и итогам защиты.
При выставлении оценки за курсовую работу учитываются:
· актуальность работы;
· достижение обозначенных в работе целей и полнота решения поставленных задач;
· глубина теоретического анализа по теме работы;
· обоснованность выводов, оригинальность и практикоориентированность предложений по сути решаемой проблемы;
· степень самостоятельности студента (слушателя), творческий подход к работе;
· умение пользоваться литературными и информационными ресурсами, качество использованного материала;
· умение излагать и аргументировать свою точку зрения;
· уровень грамотности (общий и профессиональный).
Оценивается работа по 10-балльной шкале.
III Учебно-методическая карта
Номер раздела, темы, | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Формы контроля знаний | |||||
лекции | практические занятия | Семинарские занятия | лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работ | иное | |||
I | Раздел I История и теория коммуникаций | экзамен | ||||||||
1. | Тема 1.Предмет и базовые аспекты теории коммуникации | реферат | ||||||||
2. | Тема 2.Исторические вехи возникновения и развития коммуникации | реферат | ||||||||
3. | Тема 3.Развитие теорий информации и коммуникации | Защита заданий | ||||||||
4. | Тема 4.Функции, типы и средства коммуникаций | реферат | ||||||||
5. | Тема 5.Формы коммуникационных действий | реферат | ||||||||
6. | Тема 6.Модели и элементы коммуникативного процесса. Социокультурные доминанты коммуникации | Защита заданий | ||||||||
7. | Тема 7.Личность в системе коммуникации | реферат | ||||||||
8. | Тема 8.Содержание коммуникации. Семиотика языка | реферат | ||||||||
9. | Тема 9.Аудитория и коммуникация | тест | ||||||||
10. | Тема 10.Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах | Защита заданий | ||||||||
11. | Тема 11.Эффективность коммуникации | тест | ||||||||
12. | Тема 12.Коммуникация в различных сферах социокультурной жизни | Защита заданий | ||||||||
II | Раздел II. Деловой этикет и коммуникации | экзамен | ||||||||
13. | Тема 13. Профессиональная деятельность в системе социального жизнеобеспечения | реферат | ||||||||
14. | Тема 14. Сущность и слагаемые профессиональной культуры | реферат | ||||||||
15. | Тема 15.Деловой этикет: история возникновения и основные характеристики | реферат | ||||||||
16. | Тема 16.Национальные особенности делового этикета | реферат | ||||||||
17. | Тема 17.Профессиональная коммуникация | Защита заданий | ||||||||
18. | Тема 18.Речевая коммуникация в профессиональной деятельности | тест | ||||||||
19. | Тема 19. Ораторское мастерство в деловом общении | Защита заданий | ||||||||
20. | Тема 20.Способы установления контакта с аудиторией | Защита заданий | ||||||||
21. | Тема 21.Монолог в деловой коммуникации | Защита заданий | ||||||||
22. | Тема 22.Сущность и особенности диалогического общения | Защита заданий | ||||||||
23. | Тема 23.Полемика, ее сущность и социальные функции | Защита заданий | ||||||||
24. | Тема 24.Организация коллективных форм делового общения | Тест | ||||||||
Тема 25.Протокол деловых переговоров | Защита заданий | |||||||||
26. | Тема 26.Дипломатический протокол | Защита заданий | ||||||||
27. | Тема 27.Управление конфликтами в профессиональной коммуникации | Защита заданий | ||||||||
28. | Тема 28.Роль общественного мнения в управленческой практике | тест | ||||||||
III. | Раздел III. Имиджелогия | Зачёт | ||||||||
29. | Тема 29.Общая характеристика имиджа | Тест | ||||||||
30. | Тема 30.Формирование имиджа делового человека | Защита заданий | ||||||||
31. | Тема 31.Психологические и биологические аспекты создания имиджа человека | Защита заданий | ||||||||
Тема 32. «Дресс-код» как важнейший компонент имиджа | Защита заданий | |||||||||
33. | Тема 33.Основные технологии формирования внутреннего имиджа организации | Защита заданий | ||||||||
34. | Тема 34.Технологии формирования внешнего имиджа организации | Защита заданий | ||||||||
35. | Тема 35.Закономерности создания имиджэффекта | Тест | ||||||||
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ | Курсовая работа | |||||||||
ВСЕГО по видам занятий | ||||||||||
ИТОГО | ||||||||||