Требования к содержанию курсовой работы. Предметом исследования в курсовой работе являются различные направления и элементы

Предметом исследования в курсовой работе являются различные направления и элементы коммерческой деятельности организаций.

Объектом исследования выступают предприятия промышленности, торговые организации и другие субъекты хозяйствования различных отраслей и видов деятельности.

Исследование коммерческой деятельности осуществляется на основе данных статистического, бухгалтерского и текущего учета предприятия, а также результатов анкетирования покупателей или специалистов организации.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы.

В первой главе излагаются теоретические аспекты исследования в соответствие с темой работы, обосновываются задачи и направления анализа.

Примерный объем теоретической главы – 10 страниц.

Во второй главе осуществляется анализ деятельности организации в соответствие с темой работы (12 – 15 страниц). Аналитическая глава должна содержать подпункты, позволяющие более глубоко изучить сущность и особенности практического проявления рассматриваемых вопросов.

В начале второй главы представляется краткая характеристика предприятия (1 – 2 стр.) и анализ следующих основных показателей деятельности организации за последние 2 года:

· объем выпуска продукции;

· выручка от реализации;

· товарооборот;

· величина дохода от реализации товаров и его уровень;

· прибыль отчетного периода;

· прибыль от реализации;

· себестоимость продукции и затраты на рубль товарной продукции;

· величина и уровень издержек обращения;

· рентабельность продукции;

· рентабельность продаж;

· численность работников;

· средняя заработная плата;

· производительность труда;

· среднегодовая стоимость основных средств;

· фондоотдача;

· среднегодовая стоимость оборотных средств;

· коэффициент оборачиваемости оборотных средств (товарных запасов).

Выделение других пунктов аналитической главы осуществляется в соответствии с темой курсовой работы по согласованию с руководителем.

При написании курсовой работы должны использоваться различные методы анализа: статистический, индексный, графический, факторный и др.

В третьей главе курсовой работы определяются основные направления совершенствования изучаемых коммерческих процессов применительно к конкретному предприятию (3 – 5 стр.). Предлагаемые рекомендации должны базироваться на выявленных особенностях деятельности организации и непосредственно вытекать из анализа, представленного во второй главе.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг.

2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности и направления его совершенствования.

3. Управление коммерческой деятельностью и направления его совершенствования в организации.

4. Исследование и прогнозирование спроса на товарном рынке.

5. Исследование покупательских предпочтений на рынке товаров (услуг).

6. Исследование конъюнктуры товарного рынка.

7. Исследование ассортиментной политики торговой организации и направления ее совершенствования.

8. Коммерческая деятельность в розничной торговле и направления ее совершенствования.

9. Организация закупочной деятельности и направления ее совершенствования.

10. Организация договорной работы и направления ее совершенствования.

11. Коммерческая деятельность по продаже товаров и направления повышения ее совершенствования.

12. Организация фирменной торговли и направления повышения ее эффективности.

13. Анализ оптового товарооборота и обоснование направлений его повышения.

14. Организация информационно-рекламной деятельности и направления ее совершенствования.

15. Оценка эффективности коммерческой деятельности организации и направления ее повышения.

16. Анализ доходов и прибыли организации и обоснование направлений их увеличения.

17. Анализ товарооборота и направления его увеличения в торговой организации.

18. Анализ издержек обращения торговой организации и обоснование направлений их снижения.

19. Анализ эффективности использования товарных ресурсов торговой организации и обоснование направлений ее повышения.

20. Оценка качества торгового обслуживания и обоснование направлений его улучшения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

ТЕМА 1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг

В первой главе работы рассматриваются понятие и виды субъектов коммерческой деятельности, специфика их функционирования в современных условиях.

Во второй главе исследуются особенности деятельности субъектов на конкретном товарном рынке по следующим направлениям.

1. Общая характеристика субъектов коммерческой деятельности в регионе: по отраслевой принадлежности, масштабам и характеру деятельности, типу рынка, формам бизнеса, уровню государственного регулирования коммерческой деятельности.

Таблица 1.1 – Характеристика субъектов коммерческой деятельности

Г. Витебска

Признак классификации Количество предприятий* Основные рыночные субъекты
1 Отрасль (вид деятельности) -легкая промышленность   - машиностроение     - торговля     - строительство     - транспорт     - банковское обслуживание     - страховые услуги - рекламные услуги - бытовые услуги …                           ОАО «Витебские ковры» ОАО «КИМ» ОАО «Знамя индустриализации» … ОАО «Вистан» ОАО «Монолит» … ОАО «Витебские продукты» СЗАО «Фирма Омега» … ОАО «ДСК» ОАО «Жилстрой» ... РДАТУП «Витебскоблавтотранс» ОАО «АТЭК» … ОАО «Белагропромбанк» ОАО «Газпромбанк» … … … ...
2. Форма собственности - государственная - частная    
3.Организационно-правовая форма - акционерные общества -индивидуальные предприниматели …    

* Здесь – цифры условные.

2. Оценка масштаба конкретного товарного рынка, т. е. выявление количества и видов субъектов рынка.

3. Характеристика отдельных субъектов коммерческой деятельности по следующим направлениям:

- форма собственности и организационно-правовая форма;

- виды деятельности и ассортимент производимой продукции, услуг (реализуемых товаров);

- длительность функционирования на рынке;

- оценка форм торговли, методов продаж, форм сбыта;

- доля рынка;

- специфика взаимодействия с поставщиками, покупателями, партнерами.

4. Сравнительный анализ технико-экономических показателей деятельности фирм в динамике.

Таблица 1.2 – Сравнительная оценка экономических показателей деятельности основных субъектов рынка продовольственных товаров

В млн. руб.

Показатели ОАО «Ника» ОАО «Витебские продукты» ОАО «Веста» СЗАО «Фирма Омега»
Товарооборот        
Доход        
Уровень дохода,%        
Издержки обращения        
Уровень издержек,%        
Прибыль отчетного периода        
Прибыль от реализации        
Рентабельность продаж, %        
       

5. Оценка конкурентных позиций субъектов рынка на основе SWOT-анализа, метода «4Р» и др.

Таблица 1.3 – Оценка положения ОАО «Ника» на рынке на основе SWOT- анализа

Характеристики ОАО «Ника» ОАО «Витебские продукты» ОАО «Веста» СЗАО «Фирма Омега»
Сильные стороны        
Слабые стороны        
Возможности        
Угрозы        

6. Выявление отношения покупателей к различным фирмам или маркам товара (на основе анкетировании клиентов).

Таблица 1.4 – Результаты анкетирования покупателей В баллах

Критерии оценки фирмы ОАО «Ника» ОАО «Витебские продукты» ОАО «Веста» СЗАО «Фирма Омега»
Известность        
Уровень обслуживания        
Разнообразие ассортимента товаров        
Качество товаров        
Наличие дополнительных услуг        
       

Для анализа целесообразно использовать данные государственной статистики; законодательные и нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность; статистическую и бухгалтерскую отчетность предприятий; материалы официальных сайтов; результаты экспертного опроса; данные анкетирования покупателей и т. д.

В третьей главе работы определяются основные тенденции развития рынка и перспективы деятельности отдельных субъектов.

Наши рекомендации