Тема 2. Структура этики делового общения

1. Основные подходы к изучению структуры этики делового общения.

2. Развитие взглядов на предмет деловой этики.

3. Основные этапы становления этики делового общения.

4. Сущность структуры деловой этики как науки.

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос.Следует отметить, что этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

· история этики и морали;

· теория морали;

· нормативная этика;

· прикладная этика;

· экологическая этика;

· этика гражданственности;

· этика делового общения;

· ситуативная этика.

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

Второй вопрос.Следует сказать, что и слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово «этика» в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Третий вопрос.В подавляющем большинстве случаев деловая этика формировалась на протяжении длительного времени под влиянием определенной культуры. Не даром, в разных регионах земного шара дипломатический протокол различен. Также отличаются способы, сроки, места ведения бизнес-переговоров, заключения сделок и т.д. Хотя в настоящее время наблюдается процесс своеобразной диффузии (взаимного проникновения) этических норм разных культур друг в друга. Страны с менее развитым бизнесом и экономикой стараются налаживать экономические связи с более развитыми странами. В поле бизнеса повторение стиля партнера означает безусловное восприятие его способа ведения переговоров, стиля одежды и т.д.

В современном мире развился некий стереотип успешного делового человека. Это индивидуум обязательно в белой рубашке и деловом костюме, который строго придерживается определенных правил ведения бизнеса, общения с партнерами и конкурентами, четко ведет деловую документацию. С одной стороны все это уничтожает до определенного момента национальные традиции, но с другой стороны в данной ситуации слово «одинаковый» является синонимом слова «понятный». Ведь бизнес – это только игра, а в каждой игре есть свои единые правила, которым все игроки должны подчиняться.

Четвертый вопрос.Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:

Мировой уровень (гипернормы). Это нормы высшего уровня, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к следующему:

· социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения);

· модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;

· повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выполнение обещаний);

· уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);

· содействие свободе многосторонней торговли;

· уважительное отношение к окружающей среде;

· отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля и др.).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.

Литература:

а) основная литература:

1) Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .- Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009;

2) Балашов Л. Е. Этика : учеб. пособие / Л. Е. Балашов .- 2-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К, 2008.

б) дополнительная литература:

1) Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2006

2) Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений.- М.: Финансы и статистика, 2006

3) Дорошенко В.Ю., Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007

4) Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие.- М.: Просвещение, 2006

5) Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов.- М.: ЮНИТИ, 2006

6) Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 2005

7) Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 2007

8) Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000

9) Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. – М., Научная книга, 2007

10) Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие.- М.: Издательства Альтаир, 2007

Раздел II

Наши рекомендации