Тема: Особенности деловой коммуникации.
План
1. Понятие делового общения. Индивидуальные и коллективные формы профессионального общения.
2. Деловая беседа. Функции и виды бесед.
3. Собеседование с работодателем.
4. Этикет телефонного разговора.
5. Совещания, переговоры, собрания, дискуссии как формы коллективного обсуждения.
6. Искусство переговоров.
Задания
1. Приведите конкретные примеры ситуаций, в которых встречаются индивидуальные формы профессионального общения (личный опыт приветствуется).
2. Составьте памятку для подготовки к собеседованию.
3. Смоделируйте и запишите деловой телефонный разговор (тема для разговора на выбор студента).
4. Подготовьте краткое сообщение на тему: «Деловой речевой этикет».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24
Тема: Основы ораторского искусства.
План
1. Понятие ораторской (риторической) компетенции.
2. Публичная речь как средство коммуникации и убеждения.
3. Роды и виды красноречия в современной практике публичного общения.
4. Этапы подготовки к публичному выступлению: содержание, композиция, контактоустанавливающие действия оратора.
5. Структура информационной и убеждающей речи.
Задания
1. Составьте обобщающую таблицу на тему «Роды и виды красноречия».
2. Подготовьте словарь ключевых терминов по данной теме (до 20 слов).
3. Приведите примеры контактоустанавливающих действий оратора.
4. Сформулируйте советы начинающему оратору (15-20 тезисов).
5. Напишите приветственную речь, относящуюся к социально-бытовому красноречию, или воодушевляющую речь по поводу любого предстоящего мероприятия с призывом принять в нём участие.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: Основы ораторского искусства.
План
1. Презентация как вид публичной речи.
2. Особенности звучащего текста (голос, дикция, интонация).
3. Причины коммуникативных неудач оратора.
4. Этические и эстетические стороны речи.
Задания
1. Подготовьте краткое сообщение на одну из тем:
– «Презентация как вид публичной речи»;
– «Голос, дикция и интонация оратора»;
– «Причины неудач оратора»;
– «Речевые приёмы оратора».
2. Проведите смысловой, композиционный, стилистический анализ представленной ниже речи в следующей последовательности:
1. Определите тему публичного выступления.
2. Опишите ситуацию речи. При каких обстоятельствах протекает общение? К кому обращается выступающий?
3. Определите основной тезис выступающего, проследите, как развивается мысль оратора?
4. Определите, к какому роду и жанру относится выступление.
5. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Аргументируйте свой ответ.
6. Выпишите из текста ключевые слова – знаки, несущие основную информацию текста.
7. Какие примеры использует выступающий в ходе аргументации?
8. Выпишите из текста выражения, которые помогают автору образно и выразительно высказать свою мысль.
9. Какие выражения использует автор для привлечения внимания слушателей, как он обращается к аудитории? Попробуйте определить, какой образ аудитории выстраивается в сознании выступающего?
10. Проанализируйте, насколько соответствует последовательность изложения поставленной цели.
11. Отступает ли говорящий от центральной темы? Если вы обнаружили такую непоследовательность, попробуйте понять и объяснить, какими намерениями автора это вызвано.
12. Какова, по вашему мнению, эффективность представленной речи?
13. Попробуйте «оживить» запечатленное в письменной форме публичное выступление. Выделите интонацией значимые компоненты речи.
А. А. Блок
О назначении поэта
(Речь талантливого русского поэта А.А. Блока (1880-1921), произнесенная 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в петербургском Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина)
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его –внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.
Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.
… Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.
Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние…
Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир…
… Мы знаем, что он (Пушкин) требовал «иной», «тайной» свободы. По- нашему, она «личная»; но для поэта это не только личная свобода:
«… Никому
Отчета не давать; себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья –
Безмолвно утопать в восторгах умиленья –
Вот счастье! Вот права»…
Это сказано перед смертью. В юности Пушкин говорил о том же:
«Любовь и тайная свобода
Внушили сердцу гимн простой».
… Все перечисленное в стихах Пушкина есть необходимое условие для освобождения гармонии.
… Пушкин умер... И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура.
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит».
Это – предсмертные вздохи Пушкина, и также – вздохи культуры пушкинской поры.
На свете счастья нет, а есть покой и воля.
Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий… И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26