Глава 2. Изучение социальной работы с пожилыми людьми на примере КЦСОН Василеостровского района

2.1. Изучение технологий социальной работы с пожилыми людьми

Целью данного исследования является выявление социальных потребностей пожилых людей.

Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности определяют потребности пожилого человека в послетрудовой период.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

2) изучения опыта работы СПб ГБУ КЦСОН Василеостровского района.

3) выявление социальных потребностей пожилых людей

4) изучение бытовых условий пожилых.

5) изучение материального благосостояния

6)изучение состояния здоровья пожилых и оценка качества медицинского обслуживания

7) разработка рекомендаций по улучшению социальной работы с пожилыми людьми.

Для решения поставленных задач был подобран комплекс методов исследования:

1. Метод опроса направлен на выявление индивидуальных потребностей пожилых людей.

2. Метод наблюдения

3. Анкетирование

Для проведения исследования была выбрана База:

Санкт-Петербургское Государственное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения Василеостровского района»

Адрес: 17-я линия В.О. дом 18,лит. Б, тел. 576-27-35

Заместитель директора - Каримулина Ольга Николаевна

В центре функционируют 8 направлений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Предоставляются различные виды услуг на дому гражданам пожилого возраста, нуждающимся в социальной поддержке и проживающим на территории района.

1.В Центре функционируют 16 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Предоставляются различные виды социальных услуг на дому граждан пожилого возраста, нуждающимися в социальной поддержке и проживающим на территории района .

2. 7специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Предоставляются различные виды социальных услуг (в т.ч. и

медико-социальные услуги) на дому гражданам пожилого возраста. Посещение обслуживаемых проводится социальным работником и медицинской сестрой.

3. Организационно-методическое отделение

Вырабатывает предложения по совершенствованию системы социального обслуживания населения района, информирует граждан о деятельности Центра.

4.Социально-консультативное отделение

Оказывает социально-консультативную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, выдает талоны на получение продовольственной помощи.

5.Отделение по обслуживанию жителей специального жилого дома

Оказывает социальные услуги гражданам, проживающим в специальном жилом доме.

6.Социально-реабилитационное отделение граждан пожилого возраста

Отделение предназначено для проведения оздоровительных, социально-реабилитационных мероприятий и поддержания у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса. Одновременно обслуживается 20 человек в течении 3-х недель; трехразовое питание.

7.Отделение социальной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Осуществляет комплекс мероприятий социальной реабилитации и сопровождение детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Проводятся тренинги для развития навыков ,необходимых в повседневной жизни, в быту, в том числе тренинг навыков самостоятельного проживания.

8.Отделение приема и консультаций семьи и детей

Осуществляет первичный прием граждан, выявляются конкретные

потребности семьи и детей в социальных услугах; семьи и дети консультируются по социальным вопросам. В отделении семьям и детям оказывается психологическая помощь и консультативные услуги всех видов.

В работе Центра на первом месте стоит задача - обеспечить социальное и по возможности психологическое благополучие людям «третьего возраста» находящимся в послетрудовом периоде.

В структуре Центра несколько отделений предлагают людям, находящимся в послетрудовом периоде комплекс социально-реабилитационных услуг.

Они призваны помочь пенсионерам перевести свою жизнь с рельсов пассивного старения на конструктивный путь, поддержать жизненный тонус, сохранить бодрость, хорошее настроение и интерес к окружающему миру.

Специалисты Центра помогают делать яркими дни «осени» для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

Нами проведено исследование среди пожилых людей, стоящих на обслуживании от 60до 85лет в кол.- 30 чел., из них - 24 женщины и 6 мужчин. Исследование проводилось как на обычном отделении обслуживание на дому, так и на социально-досуговом отделении граждан пожилого возраста.

1. Метод беседы.

Цель: Выявить индивидуальные потребности пожилых людей;

- изучить контингент пожилых людей;

- установление контакта с испытуемыми;

- изучение социально- демографических характеристик;

- исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности.

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов.

2.2.Социальные потребности

Опрошено 30 человек. 21 женщина и 9 мужчин.

Таблица№1.Бытовые условия

    семейные 55-74 75-89
      М Ж М Ж
Комм.квартиры    
Отд.квартиры    
С удобствами
Без удобств    
Проживание с детьми        
Отдельное проживание

Таблица №2. Материальное обеспечение

    семейные 55-74 75-89
      М Ж М Ж
  Низкий доход        
  Средний доход  
  Высокий доход    
  Помощь детей, родств.      

Таблица №3.Досуг

    семейные 55-74 одинокие 75-89 одинокие
      М Ж М Ж
  Театры        
  Музеи        
  Концерты      
  Экскурсии      
  Лето на даче  

Таблица №4. Состояние здоровья и отношение к медицинскому обслуживанию.

    семейные 55-74 одинокие 75-89 одинокие
      М Ж М Ж
  Инвалидность
  Удовлетворенность мед.услугами
  Мат.возможности для покупки медикаментов
  Мат.возможности для оплаты мед.обслуживания      
  Использование бесплатных лекарств
  Спорт        
  Санатории      

Таблица №5. Социальный статус до выхода на пенсию

    семейные 55-74 одинокие 75-89 одинокие
      М Ж М Ж
  Высшее образов.  
  Средне-технич.образование
  Среднее образование      
  Рабочие    
  Военные      
  Служащие,врачи,учителя
  Руководящие работники    

Таблица № 6

Наиболее значимые проблемы для пожилых людей

Наиболее значимые проблемы (стороны жизни) Число выборов, % числа испытуемых
Материальное обеспечение 74,6
Отношения с детьми 69,6
Возможности общения 63,9
Медицинское обслуживание 53,7
Бытовые условия 51,8
Независимость 35,9
Доступность информации 22,6
Условия досуга 16,1
Транспорт 14,6
Возможность участвовать в общественной жизни 13,8

Испытуемым предлагалось также оценить уровень удовлетворенности каждой из 10 сторон жизни по 4-степенной шкале (1 - не удовлетворен; 2 - скорее неудовлетворен; 3 - в основном удовлетворен; 4 - удовлетворен). В нижней части таблицы представлены данные о числе испытуемых, оценивших уровень своей удовлетворенности как 3 и 4 балла.

Проранжировав по частоте выбора, мы получили последовательность позиций в порядке уменьшения частоты выбора в качестве значимой - от позиции № 1 («материальное обеспечение») и № 2 («отношения, с детьми») до позиции № 10 («возможность участвовать в общественной жизни»), с наименьшей частотой выбора в качестве значимой.

Таблица №7. Степень удовлетворённости сторонами жизни у всех опрошенных

Степень удовлетворенности разными сторонами жизни Число испытуемых, %
Возможности общения 86,6
Доступность информации 77,2
Отношения с детьми 74,8
Бытовые условия 71,7
Независимость 68,1
Условия досуга 63,1
Транспорт 60,7
Медицинское обслуживание 52,3
Материальное обеспечение 46,9
Возможность участвовать в общественной жизни 29,4

Как видно из таблицы, тремя из пяти наиболее значимых сторон жизни - отношениями с детьми, возможностью общения и бытовыми условиями - большинство испытуемых в достаточной степени «удовлетворены». В то же время материальное обеспечение и медицинское обслуживание находятся в конце списка по степени удовлетворенности (8-я и 9-я позиции).

2.3. Рекомендации сотрудникам Центров социального обслуживания населения по профилактике дезадаптации в послетрудовой период жизни человека.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости социальной и психологической работы с пожилыми людьми. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в послетрудовой период жизни человека.

После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, так как с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни.

Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду.

У пожилых людей с низким уровнем адаптации существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом.

Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия для оптимизации процесса общения с социальным работником.

Таким образом, социальная и психологическая работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания.

Заключение

Целью курсовой работы являлось выявление точек зрения учёных на изучение социальных проблем одиноких пожилых людей. В ходе работы была изучена литература таких авторов как: Холостовой Е.И. «Социальная работа с пожилыми людьми»,Безух С.М.,Кульковой Е.Я., Лебедевой С.С., Черносвитова Е.В., Еруслановой Е.И., Щукиной Н.П. и других. Исходя из анализа теоретических подходов к проблеме и результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.;

2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности одиноких пожилых людей;

3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста;

4) в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей, которой является поддерживание уровня жизни одиноких пожилых людей в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;

5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

6) установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами, направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; ещё в меньшей степени - медицинскими путями;

7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников;

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что материальные проблемы, хотя и играют важную роль в жизни старшего поколения, но не следует думать, что они в первую очередь определяют социальное самочувствие пожилых людей. Во всяком случае, более 50 процентов людей пенсионного возраста на первое место ставят социальные проблемы:

1) одиночество, информационный вакуум;

2) потеря смысла жизни (дальнейшей);

3) невозможность приложить где-то свои силы и знания;

4) ценностный кризис, неприятие происходящих изменений.

Государственные службы социальной защиты пытаются решать и эти проблемы, но они не имеют для этого достаточной материальной базы и условий.

Таким образом, подведя итог исследования, мы достигли поставленной цели, выявили социальные проблемы пожилых людей, решили следующие задачи:

1) определили основные социальные и психологические проблемы пожилых людей;

2) проанализировали проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека;

3) выявили основные формы обслуживания граждан;

4) проанализировали приоритетные направления социального работника с пожилым человеком.

Теоретическая значимость изучения состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем одиноких пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Список литературы

1. Безух С.М .Социальное консультирование как один из принципов медико-социальной работы с людьми пенсионного возраста.- Психолого социальная работа в современном обществе:Проблемы и решения. Материиалы международной практической конференции. СПбГИПСР, 2011 – 684с.

2. Ерусланова Р.И. Технологии социального Обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К » , 2007.-129с.

3. Кулькова Е.Я., Психолого социальная работа в современном обществе:Проблемы и решения. Материиалы международной практической конференции. СПбГИПСР, 2011 – 684с.

4. Лебедева С.С. Психолого социальная работа в современном обществе:Проблемы и решения. Материиалы международной практической конференции. СПбГИПСР, 2011 – 684с.

5. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами – М.:ИЦ «Академия», 2009 – 288с.

6. Психолого социальная работа в современном обществе:Проблемы и решения. Материиалы международной практической конференции. СПбГИПСР, 2011 – 684с.

7. Социальная защита населения : Учебник под общ. ред. В.С. Кукушиной .-М.,2004.-399с.

8. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2006. -400с.

9. Толстой Л. О старости.- СПб., 1906. - 180с.

10. Фирсов М.В. ,Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов.- М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС », 2000.-432с.

11. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 296с.

12. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. –340с.

13. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

14. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-408с.

15. Федеральный закон № 195-ФЗ; в ред. от 22.08.2004 «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»

16. Федеральный закон № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». С изменениями на 21 ноября 2011 года.

17. Федеральной Целевой Программе "Старшее Поколение" на 1997-1999г.г Постановление от 28 августа 1997 г. N 1090 (с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 N 1065, от 21.09.2000 N 706

Наши рекомендации