Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Пожилые - люди, прожившие долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны (глоссарий).

Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше.

Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:

— содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;

— содействие обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии;

— обеспечение оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

— предоставление необходимой социальной помощи и гарантированного социального обслуживания, способствующих созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

— участие в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

— содействие привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей, опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

Технологии соц. работы с пожилыми людьми ориентированы на их соц. обслуживание, которое осущ. на основании ФЗ «О соц. Обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 авг.1995 г., ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ» от 10 дек. 1995 г., ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г., постановлением Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г.

Работа с пожилыми осущ. на макро и микроуровнях.

На макроуровне гос-во осуществляет: формирование соц.политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и др. фондов поддержки, формирование комплексной системы соц. страхования, системы медицинского, психологического, консультативного обслуживания этих граждан.

На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они помощь и какую.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

— предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

— содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;

— соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

— дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

— выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

— адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

— использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

— ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

— обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:

1. пенсионное обеспечение;

2. система льгот и преимуществ пожилым людям;

3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Социально-экономическая обстановка в России, в том числе низкий относительный, как и абсолютный, уровень размеров пенсий, ставит перед государством необходимость разработки и внедрения льгот и компенсаций для пожилых людей. Это касается предоставления дополнительных льгот по пенсионному обеспечению, налогообложению и кредитованию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию, по получению медицинской, протезно-ортопедической помощи и зубопротезированию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами, по обеспечению ин­дивидуальными средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда.

Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания.

Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений:

1) социальной помощи на дому;

2) временного дневного пребывания;

3) срочной социальной помощи.

Основными задачами и функциями центров являются:

- выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в соц. поддержке;

- предоставление соц.- бытовых услуг и т.д.

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания; действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.

Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся.

Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:

— увеличение размера пенсий;

— совершенствование системы пенсионного обеспечения;

— развитие услуг по уходу на дому;

— расширение сети домов престарелых;

— улучшение условий проживания в этих домах.

Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.

Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди пожилых.

Законодательство РФ предусматривает содержание граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях, таких как «Геронтологический центр», дом - интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом - интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтопсихиатрический центр и др.

Виды соц. обслуживания пожилых:

1. соц.обслуживание на дому;

2. стационарное обслуживание;

3. полустационарное обслуживание (комбинирование услуг на дому и в спец.учреждениях);

4. соц.консультативная помощь;

5. срочное соц.обслуживание.

Принципы соц.обслуживания:

1. адресность;

2. доступность;

3.добровольность;

4. гуманность;

5. приоритетность;

6. конфиденциальность;

7. профилактическая направленность.

Основные направления соц.обслуживания:

1. предоставление материальной помощи;

2. соц.обслуживание на дому;

3. соц.обслуживание в стационарных учреждениях;

4. предоставление временного приюта в спец.учреждениях;

5. организация дневного пребывания в учреждениях соц.обслуживания;

6. консультативная помощь.

Наши рекомендации